1

Человек, создающий праздник

Все праздники, проводимые в Республике Беларусь являются площадкой, которая генерирует контент добра, мира, созидания, а также культурные коммуникации. 

Лето – удивительная пора года, когда театрально-зрелищная жизнь в стране не затихает, а наоборот разворачивается во всю мощь и наступает на зрителей единым праздничным фронтом. 

Уже прошли-прошумели Купалье в «Дукорскім маёнтку», фестиваль «Сморгонские баранки», «Свята Сонца» в Дудутках, праздник "Купалье" ("Александрия собирает друзей-2023"), легендарный «Славянский базар» в Витебске, ХI-й Международный праздник "Вишневый фестиваль" в Глубоком.

Впереди зрителей ждут III-й Международный фестиваль исторической реконструкции «Легендарные эпохи» в Зельве, фестиваль военно-исторической реконструкции «Наш Грюнвальд» в музейном комплексе старинных народных ремесел и технологий "Дудутки", этнопраздник «В гости к радимичам» в агрогородке Радомля Чаусского района и ещё много-много интересных и захватывающих мероприятий.

У любого массового праздника, будь то грандиозный вечер классической музыки в центре Минска либо небольшой концерт в райцентре, всегда есть специалист, ответственный за подготовку и проведение мероприятия. Для грамотно выстроенного события всегда нужен режиссёр, и от его профессионализма будет зависеть конечный результат, который скажется на репутации организаторов.

Для зрителей праздник – развлечение. А для тех, кто его создает, это серьезная командная работа: все расписано по минутам, из-за одного опоздавшего придется менять программу. Чем меньше умеет и знает организатор, тем беднее получается мероприятие. А ведь каждый праздник должен быть особенным и запоминающимся!

Режиссёр массовых представлений – профессионал-универсал. Он работает на всех этапах подготовки к празднику, начиная с создания идеи и заканчивая монтажом площадки. Основные его задачи – создание праздничного проекта и творческих номеров, написание сценария, подбор аудио-видеосопровождения и, конечно же, выполнение административной работы. Кроме этого он поможет артистам разучить песни, поставить танец или театральную миниатюру, смонтировать видео. 

Для успеха в этой профессии недостаточно быть веселым и энергичным. Чтобы организовать «событие», приходится много и непрерывно учиться. Если режиссёр перестал интересоваться инновациями, то он можешь считать, что начал обесцениваться как специалист, тем более, что ответственность и конкуренция в этом деле очень велика.

В истории организации массовых праздников в Республики Беларусь есть режиссёры, ставшие легендами при жизни. 

Вспомним выдающегося режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Николая Григорьевича Дудченко (1944 - 2022), который много лет занимался организацией масштабных столичных торжеств и юбилейных мероприятий. На его счету масса необычных шоу – ночных, световых, водных. Именно он разработал первый «День города» Минска в 1986 году.

Ему принадлежит идея «разбавить» торжественную строгость военных парадов яркой художественной образностью молодёжного шествия. В связи с тем, что парад мероприятие массовое, на подготовку уходит несколько месяцев кропотливого труда. За синхронными движениями – десятки репетиций. Хотя далеко не все участники шествия – люди сцены, выступающих объединяет желание показать величие и могущество нашей страны.

Дудченко смог соединить военную и гражданскую части так, что они сразу дали эмоциональный толчок для зрителей.  Эффект получился потрясающим - восхищение военными и молодёжью, и уверенность старшего поколения в том, что будущее нашей страны в надежных руках!

Самая яркая деталь спортивной части парада – это уникальная легендарная «Белорусская ваза», в построении которой участвуют до 400 спортсменов.

Для Всесоюзных парадов физкультурников 1938 и 1939 гг. режиссеры-постановщики делегации Белорусской ССР К. Голейзовский и А. Губанов создали многоярусную сварную конструкцию под названием «Белорусская ваза», которая мгновенно заполнялась гимнастами. Отлично отработанные поточные движения гимнастов, цвет их костюмов и «бронза» тел создавали образ причудливой многоцветной вазы, которая многократно меняла свою форму. С тех пор в композициях спортивных праздников и массовых представлений появились и до сих пор появляются различные модификации и аналоги этой конструкции – «Кубок», «Фонтан», «Спираль», «Цилиндр», «Павлиний хвост», «Хлопковая коробочка» и др. 

Последний раз номер был показан 1987 году, и с распадом Советского Союза был прочно забыт. Ровно через 30 лет, в 2007 году, 8-метровая 5-этажная «ваза» украсила собою торжественное шествие в День Независимости.  

Молодежь – важнейший потенциал Беларуси, ее трудовой, интеллектуальный и творческий ресурс, движущая сила позитивных изменений в стране. Нынешние приемники белорусской традиции режиссуры массовых торжеств – это умные, талантливые, креативные люди, с активной гражданской позицией, которые, может быть, в ближайшем будущем зададут новый тон нашим праздникам.

Предлагаем вниманию пользователей видеоинтервью со студенткой 1-го курса факультета художественной культуры (специальность «Искусство эстрады») Белорусского государственного университета культуры и искусств, Софией Лазаревой, в котором она рассказывает о выборе профессии и о том, как учат будущих режиссёров массовых представлений.

Заведующий отделом обслуживания пользователей

 в резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ 

Т.А. Лычагина