1

Феномен паровозных колонн особого резерва в годы Великой Отечественной войны

В Филиале Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь демонстрируется выставка «Феномен паровозных колонн особого резерва в годы Великой Отечественной войны», организованная совместно с Музеем истории белорусской железной дороги Центра научно-технической информации и Музеем локомотивного депо «Минск».

Почти 80% грузопотока во время Великой Отечественной войны обеспечивали железные дороги. 

Осенью 1941 года на Западной и Северной железных дорогах по инициативе начальника Главного управления тыла Рабоче-крестьянской красной армии (будущего Народного комиссара путей сообщения СССР) Андрея Васильевича Хрулёва были сформированы первые паровозные колонны особого резерва Народного Комиссариата путей сообщения. 

Таким образом были созданы фактически специальные дивизии, совершенно новое в мировой практике подразделение на железнодорожном транспорте. Они действовали как соединение под одним командованием в полосе конкретного фронта; имели в своём составе всё необходимое для работы в отрыве от депо приписки: по 2 полноценные паровозные и кондукторские бригады на каждый паровоз, вагон для отдыха, мини-эшелон с ремонтной мастерской, баней, кухней, прачечной и управлением колонны. В отдельном вагоне хранился 15-суточный запас продовольствия и находился небольшой вещевой склад. В тендер паровоза загружался повышенный запас топлива, для чего наращивались борта. Иногда к паровозу прикреплялась цистерна с водой. Один только такой состав - это эквивалент 800-1000 полуторок или 300-350 грузовиков-студебекеров. Весь персонал числился на военном положении, с соответствующим снабжением, пайком, дисциплиной и оружием. 

Такие паровозные колонны не привязаны к депо и к тыловой железной дороге, перемещаются вслед за «своим» фронтом, который таким образом обретает оперативную мобильность и устойчивое снабжение, включая тяжёлую технику. Сами локомотивы были устойчивы к боевым повреждениям, могли потреблять некачественное топливо и при этом быстро ремонтироваться в фронтовой полосе. Средняя продолжительность ремонта после каждого налета вражеской авиации составляла около шести часов, и только в отдельных случаях время восстановления превышало сутки.

Такому логистическому инструменту для поддержки армии цены нет!

В течение довольно короткого времени паровозные колонны особого резерва превратились в мощный, мобильный, безотказно действующий резерв Ставки Верховного Главнокомандования, осуществивший за годы войны огромный объём воинских перевозок.

Наивысшее число колонн особого резерва было достигнуто к концу 1944 г. и вместе с ленд-лизовскими тяжёлыми грузовиками они обеспечили высокую мобильность фронтов Красной Армии, превзойдя в этом показателе вермахт, не смотря на немецкую точность, пунктуальность, они были тотально радиофицированы - но при этом не могли почти мгновенно реагировать транспортом на изменение боевой обстановки, как мобильные советские паровозные колонны особого резерва.

Особую роль паровозные колонны сыграли в обеспечении воинских перевозок в 1942 году для битвы под Сталинградом, где работало 500 единиц, и в районе боевых действий под Курском в 1943-м, где насчитывалось более 600 паровозов. Мощнейшей мобилизации всех сил требовали и такие наступательные операции, как Белорусская, Восточно-Прусская, Висло-Одерская, Берлинская, а также во время разгрома войск империалистической Японии. 

Они стали таким же знаковым и важным явлением в годы Великой Отечественной войны, как штурмовики «Ил-2», «катюши», танки «Т-34» и поставки по ленд-лизу.

Локомотивные бригады, работая в исключительно сложных условиях, во время непрекращающихся бомбардировок авиации и обстрелов многократно проявляли мужество, самоотверженность и героизм. Не было и дня, чтобы немцы не охотились за идущими к фронту воинскими эшелонами. Не было паровоза, который не имел бы пробоин.

Хроническая бессонница, постоянное напряжение сопровождали железнодорожников их в пути. Они стойко переносили все невзгоды, помня о главном – доставить грузы в срок – и с честью справились со своими задачами в годы Великой Отечественной.

На открытии выставки присутствовали сотрудники Музея истории белорусской железной дороги Центра научно-технической информации и Музея истории локомотивного депо «Минск».

Заведующая Музеем истории белорусской железной дороги Центра научно-технической информации Юлия Владимировна Валента и старший хранитель фондов Наталья Владимировна Гермацкая рассказали об истории создания паровозных колонн особого резерва и об уникальных экспонатах, демонстрируемых в экспозиции (награды, архивные документы и фотографии, личные вещи, униформа).

Председатель Совета ветеранов Локомотивного депо «Минск» Евгения Анатольевна Лапицкая представила модели паровозов из коллекции Музея революционной, боевой и трудовой славы Локомотивного депо «Минск». 

Выставка вызвала неподдельный интерес у посетителей и даже инициировала новую экспозицию - из своей личной коллекции читатель нашей библиотеки коллекционер-филотаймист Наталья Михайловна Рауде предоставила уникальные карманные календари. 

Предлагаем пользователям сайта Президентской библиотеки Республики Беларусь совершить небольшую виртуальную экскурсию по выставке. 

Заведующий Филиалом в Резиденции Президента Республики Беларусь Татьяна Лычагина