В состав военно-морского флота вошли 20 субмарин типов «Форель», «Касатка», «Сом» и «Осётр». С этого дня День моряка-подводника ежегодно отмечался вплоть до 1917 года. Через 79 лет праздник был возрождён – 15июля 1996 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Ф.Н. Громов подписал об этом соответствующий приказ № 253.
Не смотря на отсутствие моря, Беларусь вошла в историю подводного мореплавания как родина отважных и талантливых военных моряков. Уроженцы нашей земли внесли огромный вклад в развитие российского, и советского военно-морского флота.
Первую субмарину из металла спроектировал в XIX веке Казимир Гаврилович Черновский (1791 – 1847) из-под Белыничей. Первую металлическую подлодку построил витебчанин Карл Андреевич Шильдер (1785-1854). По его проектам были построены: первая в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834), которая прошла предварительные испытания, при которых удалось подорвать штатной миной судно и запустить из-под воды ракеты, т.е. был осуществлен первый в мире старт ракет из подводного положения, вооруженный артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1848), являющийся прообразом эсминца.
За совершенные в годы Великой Отечественной войны подвиги тысячи военных моряков-белорусов были награждены высокими государственными наградами СССР. Звания Героя Советского Союза удостоены 20 моряков-уроженцев белорусской земли. Всего с 1940 года 74 наших земляка получили адмиральские звания. Два адмирала-белоруса являются Почетными гражданами белорусских городов – Г.Н. Холостяков – города Барановичи, Н.А. Торик – города Слуцка.
Символом мужества и стойкости военных моряков служит мемориальный комплекс в Пинске – бронекатер N 92, установленный на месте высадки десанта и стела с памятной надписью в честь героев Пинской военной флотилии.
За послевоенный период (с 1945 по 1991 гг.) срочную службу на флоте прошли около миллиона белорусов. На легендарной «Авроре» служили в разные годы почти 200 белорусов.
В советский период Белорусская ССР была основной кузницей военно-морских кадров – каждый третий белорус уходил служить на флот. Призывники-белорусы отличались патриотизмом, высоким уровнем образования, они были хорошо подготовлены технически, морально и психологически устойчивы. Так, летом 1961 года на атомоходе «К-19» при выполнении боевой задачи в Норвежском море произошла авария правого реактора. От сильнейшей дозы облучения погибли восемь моряков. Жертв было бы больше, если бы не подвиг белоруса Ивана Кулакова. Он добровольно спустился в отсек с поврежденным реактором, чтобы не допустить неминуемой гибели экипажа и корабля. Он работал по колено в «тяжелой воде» и понимал, что жертвует своим здоровьем, а может быть, и жизнью, но спасает пол-Европы от ядерного взрыва. Иван Кулаков – единственный выживший из тех, кто в июле 1961 года ремонтировал атомный реактор на подводной лодке К-19.
В советскую военно-морскую историю подводного плаванья вошли как адмиралы, так и простые моряки, проходившие на кораблях срочную службу. Это вице-адмирал Георгий Холостяков (1902, г. Барановичи – 1983, г. Москва), контр-адмирал Егор Томко (1935, деревня Леоновцы Витебской области – 2008, г. Санкт-Петербург), Герой Советского Союза капитан первого ранга Самуил Богорад (1907, г. Витебск – 1996, г. Рига), старшина команды станции всплытия и погружения атомохода К-19 Иван Кулаков (1939, деревня Петричи Мстиславского района Могилевской области – 2008, г. Минск).
День моряка подводника отмечают не только военные, но и создатели подводного флота — сотрудники проектных организаций, судостроительных и судоремонтных заводов. Благодаря талантливым конструкторам и инженерам, квалифицированным рабочим создаются уникальные субмарины — обитаемые подводные корабли.
Ознакомиться с изданиями по истории подводного плавания можно в Президентской библиотеке Республики Беларусь.
Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания пользователей
в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ