200 лет со дня рождения короля вальсов Иоганна Штрауса

25 октября 2025 года исполняется 200 лет со дня рождения великого австрийского композитора и дирижера Иоганна Штрауса-сына (1825 – 1899).

Танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Композитор и дирижер Иоганн Штраус-сын переломил ситуацию и заслуженно стал именоваться Королем вальса. Современники писали о нём с восторгом. 

Александр Дюма-отец: «Штраус - это Бог, владеющий страстями! Человечество должно совершать к нему паломничество, как к Папе в Рим, и целовать его перья - эти золотые перья!». 

Эмиль Золя: «Таким художникам, как Штраус, принадлежит в мире лучшая доля. Ах, если бы мне удалось еще раз появиться на свет, я бы хотел быть таким художником, как Штраус, а вовсе не писателем».

Николай Римский-Корсаков: «Божья искра может быть и в опереточной мелодии. Она в высшей степени есть у Штрауса».

Ференц Легар: «Волшебство его звуков иссякнет лишь тогда, когда не будет больше жизнерадостности, когда человечество разучится смеяться, петь и танцевать».

Иоганн Штраус считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки. Специально для придворных балов музыкантом были созданы жемчужины мировой музыкальной классики – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае» и многие-многие другие.

Сочинял музыку Штраус с удивительной легкостью. Он создавал вальс за 1-2 часа. Мог писать в поезде и в гостях, на рассвете и среди ночи. Не найдя чистых листов нотной бумаги, Иоганн в порыве вдохновения записывал мелодии на собственных манжетах, ресторанных салфетках, наволочках и простынях. Он стал всеобщим любимцем, создав невероятное количество танцевальных мелодий, которые сегодня назвали бы «хитами». 

В 1856 году музыку Штрауса услышали русские любители музыки. 6 мая этого года и позже (вплоть до 1865 года) Штраус давал серию концертов на конечной станции Царскосельской железной дороги, на Павловском вокзале. Он выступал и как дирижёр, и как композитор, представляя свои новые сочинения, пьесы российских и европейских музыкантов. Эти музыкальные вечера вошли в историю и произвели сильнейшее впечатление на любителей музыки. В России он стал звездой! 

«Санкт-Петербургские ведомости» восторженно повествовали о триумфе маэстро: «Народу в Павловске была бездна». 

Концерт не раз прерывали восторженные овации. После концерта поклонники донесли его до квартиры на руках. 

Именно Штраус превратил Павловский вокзал из ресторана, где обедали под музыку, в настоящий концертный зал. Он никогда не играл для жующей публики. 

В 1972 году в СССР вышел на экраны фильм «Прощание с Петербургом» (режиссёр Ян Фрид, киностудия «Ленфильм») – щемящая и эффектная история русских гастролей «короля вальсов» Иоганна Штрауса. 

Музыковеды, музыканты и поклонники этого замечательного композитора рассматривают его вальсы как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения, актуальные для слушателей XXI века. Так, вальс «На прекрасном голубом Дунае», известный также под названием  «Голубой Дунай», впервые прозвучавший в 1867 году на Всемирной выставке в Париже, до сих пор считается неофициальным гимном Австрийской Республики.

А популярнейший вальс «Весенние голоса», впервые исполненный в 1883 году на благотворительном концерте в «Theater an der Wien» остается обязательным атрибутом современных балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» – символ празднования Нового года.

В СССР мега-популярным был музыкальный фильм «Большой вальс», который демонстрировался в предвоенные и послевоенные годы. Его посмотрели 51 млн. человек!

Сцена сочинения вальса «Сказки венского леса» до сих пор самый цитируемый эпизод из этого фильма. Творческий процесс создания  гениальной музыки, в который включаются стук колес кибитки, пение птиц, шум леса, мотивы свирели, губной гармошки, звук трубы проезжающих по лесной дороге путников, незабываемо представлен в фильме.

Писатель Виктор Астафьев вспоминал о потрясении, которое он испытал во время кинопросмотра: «В моей жизни фильм «Большой вальс» - особая статья. Когда меня спрашивают, был ли я когда-нибудь счастлив, твердо отвечаю: «Да! Был» - и рассказываю про тот день, точнее, про зимнюю заполярную ночь, когда брёл, гонимый пургой, и прибрёл к кинотеатру, как увидел рекламу фильма, как дрогнуло во мне что-то, как я решил найти рубль и нашёл его, как смотрел «Большой вальс» и почти весь фильм уливался слезами от умиления и ещё от чего-то, мной тогда, да и по сию пору до конца не отгаданного. Фильм этот был ещё и тем хорош, что познакомил нас, уставших от маршей и барабанного боя, с нежной музыкой, и она стала часто звучать по радио и в залах».

 «Большой вальс» был одним из самых любимых зарубежных фильмов секретаря ВКП (б) И.В. Сталина, который смотрел его не один десяток раз. 

По иронии судьбы марш пленных немцев по Москве 17 июля 1944 года, известный также как  «Парад побеждённых», получил название «Операция «Большой Вальс».

Не остались в стороне и белорусские ценители музыки Иоганна Штрауса.

 В 1961 году в Государственном театре оперы и балета БССР был поставлен спектакль «Летучая мышь» как классический образец танцевальной оперетты, пронизанной венским вальсом и комедийными ситуациями. 

А в 1981 году Государственный театр музыкальной комедии Беларуси, получив собственное здание по улице Мясникова, 44, открыл свой двенадцатый сезон именно этой опереттой.

В 2019 году - в Большом театре Беларуси новая постановка «Летучей мыши» и новый триумф Штрауса на белорусской сцене! Режиссером-постановщиком стал руководитель Будапештского театра оперетты и мюзикла Миклош Габор Кереньи, художником-постановщиком (сценография) - Тамаш Ракаи, художником по костюмам - Агнеш Ева Дярмати, художником по свету - Петер Шомфаи.

В 2024 году Белорусский государственный академический музыкальный театр, в свой день рождения, 17 января, отметил опереттой Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

 Каждый номер, каждый такт этого сочинения исполнены юмора и иронии, раскрывают комизм той или иной ситуации. Интрига оперетты чрезвычайно занимательна, включает в себя и элементы бытовой комедии, бала-маскарада и буффонады. «Летучая мышь» И.Штрауса - одно из наиболее совершенных произведений музыкального театра. В музыке господствуют жизнерадостность, лирический колорит, стихия танца, романтическая и праздничная атмосфера.

Музыка Штрауса не имеет возраста. Лучшие его сочинения и сейчас звучат так же современно, как и 200 лет назад. Каждый год во многих европейских странах проходит «Штраус-фестиваль», слушатели которого наслаждаются великолепными вальсами, польками, маршами, галопами, увертюрами и ариями из его оперетт.

Так, 13 января 2023 года, в канун Старого Нового года, в Большом зале Белорусской государственной филармонии, в исполнении Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь под управлением дирижёра Юрия Караваева состоялся концерт «Штраус-ГАЛА. Сказки венского леса». В атмосфере новогоднего бала звучали изумительные венские вальсы и польки, написанные представителями династии Штраусов. Яркие, брызжущие весельем мелодии, изящные ритмы, прекрасное звучание оркестра создавали настоящее праздничное настроение.

Шедевры Иоганна Штрауса – это не просто музыка для танцев.

Блестящая музыка гениального Иоганна Штрауса – это настоящий символ состояния счастья души.

 

Татьяна Анатольевна Лычагина, заведующий отделом обслуживания 

в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ 

 

 

 

 

facebook