Писать стихи Фет начал ещё в юности. Его первый сборник «Лирический пантеон» вышел в 1840 году. Но настоящая известность пришла в 1850-е, когда он сблизился с редакцией журнала «Современник», где публиковались Некрасов, Тургенев, Дружинин. Именно Иван Тургенев стал редактором и практически соавтором самого знаменитого прижизненного сборника Фета 1856 года, «вылавливая» из текстов поэта излишнюю красивость.
После 1860-х Фет на долгое время отошёл от поэзии. Он купил имение Степановка в Орловской губернии и с головой ушёл в хозяйственные заботы. Современники поражались этому раздвоению: сухой, расчётливый помещик — и автор трепетных стихов о красоте.
К поэзии он вернулся лишь в 1880-е, выпустив цикл сборников под названием «Вечерние огни». Эти стихи уже были другими — более философскими, полными размышлений о жизни, смерти и вечности.
Главные темы поэзии Фета:
· Природа. Фет умел улавливать самые мимолетные её состояния: первый луч солнца, последний вздох вечера, миг между сном и пробуждением. Его пейзаж — это не просто описание, а живое, дышащее существо.
· Любовь. Любовная лирика Фета часто овеяна грустью и воспоминанием об утрате. Многие считают, что её трагичность связана с ранней смертью его возлюбленной, Марии Лазич.
· Красота и искусство. Фет был убеждённым сторонником теории «искусства для искусства». Он считал, что поэзия не должна служить сиюминутным социальным целям, её задача — запечатлеть прекрасное.
«Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, его вызвавшей», — так сам Фет формулировал свой творческий принцип.
Кроме поэзии, Фет оставил огромное переводческое наследие. Он перевёл на русский язык «Фауста» Гёте, философские труды Шопенгауэра и главные произведения древнеримских поэтов: Горация, Ювенала, Катулла. За переводы он был удостоен Пушкинской премии Императорской Академии наук.
Также он написал интереснейшие мемуары — «Мои воспоминания» и «Ранние годы моей жизни», которые дают яркую картину русской жизни и литературного быта XIX века.
Стихи Фета невероятно музыкальны. Неудивительно, что на них написано более 180 романсов. К его поэзии обращались Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Вишневецкий. Романс «На заре ты её не буди…» знала и пела, без преувеличения, вся грамотная Россия.
При жизни Фета часто критиковали за «бессодержательность» и оторванность от реальных проблем. Но уже следующее поколение поэтов — символисты Александр Блок и Константин Бальмонт — признали его своим учителем. Они увидели в Фете не просто певца природы, а поэта, способного выразить невыразимое — тончайшие движения человеческой души.
Фет умер в 1892 году, оставив после себя удивительное наследие: поэзию, которая, кажется, создана не из слов, а из шёпота, света и тени. Поэзию, которая продолжает звучать.





