«Чёрному квадрату» 110 лет!

«Чёрный квадрат» - одна из самых знаменитых и самых обсуждаемых картин в русской живописи ХХ века, знаковый объект современного дизайна, первое произведение супрематической живописи, положившее начало новому направлению в искусстве.

Сам замысел, ставший для Казимира Малевича своего рода откровением, возник в подмосковном селе Немчиновка Одинцовского района. Художник датировал появление «Черного квадрата» 1913 годом: именно эта дата поставлена автором на обороте холста. Художник не придал никакого значения фактической дате создания картины. Он переставил акцент на дату рождения самого замысла супрематизма. Малевич неизменно комментировал свою работу так: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».

Между тем картина была написана в июне 1915 года в числе целого цикла из 39-ти супрематических картин, которые были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петрограде 19 декабря 1915 года в художественном бюро Надежды Добычиной. Среди них на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».

Черный квадрат на белом фоне в супрематической теории означал собой ноль: во-первых, потому что он означал начало беспредметности, во-вторых – конец традиционного предметного мышления художника. Квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчета, как традиционно математическое понятие. Одновременно он являлся и «нулевым» выражением цвета – черный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».

С этого полотна Малевича началось новое понимание искусства, в котором на первый план вышли умение изобрести что-то новое и свежесть идеи. Художником стал называться не тот, кто умел искусно рисовать, а человек, предлагавший ранее не возникавшие концепции.

Малевич считал, что супрематисты нашли тайную сущность всего. Им дан цвет, как скульпторам – объем, как музыкантам – звук, как поэтам – буква. Основные краски художника-супрематиста – черная, белая и красная. Черная символизирует космос и знак экономии,  белая – это безмолвная белизна пространства и чистое действие, а в красной воплощено сложное цветение жизни и сигнал революции. 

Казимир Малевич писал о своем «Черном квадрате»: «Квадрат не подсознательная форма. Это творчество интуитивного разума. Лицо нового искусства. Квадрат живой царственный младенец. Первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копия натуры. Наш мир искусства стал иным, беспредметным, чистым».

 Сам художник утверждал, что лучшее, что он написал в своей жизни, – это «Черный квадрат».

Многие искусствоведы, анализируя «Черный квадрат», считали, что Малевич создал его одномоментно, во время озарения. Однако это не так. «Черный квадрат» – результат размышлений, а не спонтанное творение.

За прошедшее столетие картина стала не только художественным, но и культурным символом. Её называют «иконой авангарда» и «иконой супрематизма», а исследователи видят в ней философский подтекст — абсолютный ноль, точку отсчёта новой эстетики, а также метафору космоса или солнечного затмения.

 

facebook