Этот день был закреплен Указом Президента Республики Беларусь № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах» от 26 марта 1998 года как национальный отраслевой праздник.
Этот день отмечают не только пилоты, обслуживающий персонал и специалисты технических служб, но и пассажиры воздушных судов.
История белорусской гражданской авиации берёт своё начало с 11 апреля 1923 года. В этот день состоялось организационное собрание Белорусского общества друзей Воздушного флота (БОДВФ), где были избраны его совет и президиум. Руководителем общества стал председатель ЦИК и СНК БССР Александр Григорьевич Червяков. Благодаря его активной деятельности стали создаваться авиауголки и библиотеки, авиасекции, модельные и планерные кружки, в уездах и волостях республики началось активное создание первичных организаций БОДВФ. К концу 1923 года в ячейках состояли свыше 18 тысяч человек.
В 1932 году была запущена первая внутренняя почтовая авиалиния Минск–Глуск–Паричи–Мозырь.
7 ноября 1933 года был открыт аэропорт «Минск» и произведен первый рейс на Москву с 8-ю пассажирами на борту.
7 ноября 1933 года, в день 16-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, состоялось торжественное открытие минского аэровокзала. Этот день считается днем основания гражданской авиации Беларуси.
В 1934 г. в Минск прибыли первые самолёты У-2. Они занимались почтово-пассажирскими и санитарными рейсами по территории республики. В 1936-м состоялся первый «почтовый» перелет по маршруту Москва–Минск.
С 1935-го начали регулярно осуществляться рейсы в Берлин, Братиславу, Киев, Клуж, Москву, Париж, Прагу, Ригу.
В 1939 г. были открыты внутренние рейсы: Минск – Вилейка – Белосток, Минск–Гродно, Минск — Барановичи — Пинск — Брест.
В начале Великой Отечественной сформировалась Белорусская особая авиагруппа Гражданского военного флота (ГВФ), которая подчинялась штабу ВВС Красной армии. Летчики гражданского флота занимались перевозкой военнослужащих и грузов, осуществляли связь между штабами частей и соединений Рабоче-крестьянской Красной армии, эвакуировали раненых в тыл, доставляли белорусским партизанам вооружение, продовольствие и медикаменты, забирали в тыл раненых и детей.
После окончания войны пилоты вернулись к мирной жизни. Минский аэропорт сильно пострадал, но в кратчайшие сроки его работу удалось возобновить, а в 1946 году восстановили почти все довоенные авиалинии Беларуси.
В 1950-е годы в БССР во всех областных центрах создали аэродромы, приспособленные для выполнения пассажирских и почтово-грузовых перевозок, расширили сеть воздушных линий и количество аэропортов, оборудованных для круглосуточной работы.
В 1951 г. на авиалинии вышли Ил-12. В 1955 году аэропорт «Минск» получил международный статус.
18 апреля 1964-го в минском аэропорту заместитель начальника Белорусского управления гражданской авиации Дмитрий Глущенко впервые совершил посадку на новом реактивном самолете Ту-124.
В 1977 г. началось возведение нового аэропорта «Минск-2». В 1979-м введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса длиной 3 640 м и шириной 60 м.
1 июля 1983 года был создан 2-й Минский объединенный авиаотряд. Эта дата считается днем основания Национального аэропорта «Минск». Почти сразу начали выполнять регулярные рейсы.
В 1989-м заработал международный сектор, 27 марта выполнили первый международный рейс в Берлин.
В 1993 году здание нового аэропорта было полностью введено в эксплуатацию. В настоящее время Национальный аэропорт Минск считается одним из лучших на территории СНГ по своему оснащению.
За достижение в 2023 году наилучших показателей в сфере социально-экономического развития республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт Минск» признан победителем соревнования и занесен на Республиканскую доску Почёта
Современная гражданская авиация в Беларуси способствует развитию транспортной системы государства. Территориальное положение страны на карте Европы позволяет с выгодой использовать воздушное пространство и обеспечивать не только экономический рост, но и туристические, деловые и торговые связи. Беларусь открывает свои воздушные пути для самолетов многих государств и благодаря этому увеличивает пассажирооборот. Благодаря стабильному качеству и надежности предоставляемых услуг, расширению маршрутной сети и неизменной пунктуальности белорусские авиатранспортные предприятия завоевали авторитет во всем мире.
Предлагаем вниманию пользователей презентацию, посвящённую Дню работников гражданской авиации Беларуси.
Татьяна Анатольевна Лычагина, заведующий Филиалом Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь





