День работников гражданской авиации Беларуси

День работников гражданской авиации отмечается в Республике Беларусь ежегодно в первое воскресенье ноября.

Этот день был закреплен Указом Президента Республики Беларусь № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах» от 26 марта 1998 года как национальный отраслевой праздник. 

Этот день отмечают не только пилоты, обслуживающий персонал и специалисты технических служб, но и пассажиры воздушных судов.

История белорусской гражданской авиации берёт своё начало с 11 апреля 1923 года. В этот день состоялось организационное собрание Белорусского общества друзей Воздушного флота (БОДВФ), где были избраны его совет и президиум. Руководителем общества стал председатель ЦИК и СНК БССР Александр Григорьевич Червяков. Благодаря его активной деятельности стали создаваться авиауголки и библиотеки, авиасекции, модельные и планерные кружки, в уездах и волостях республики началось активное создание первичных организаций БОДВФ. К концу 1923 года в ячейках состояли свыше 18 тысяч человек.

В 1932 году была запущена первая внутренняя почтовая авиалиния Минск–Глуск–Паричи–Мозырь.

7 ноября 1933 года был открыт аэропорт «Минск» и произведен первый рейс на Москву с 8-ю пассажирами на борту. 

7 ноября 1933 года, в день 16-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, состоялось торжественное открытие минского аэровокзала. Этот день считается днем основания гражданской авиации Беларуси.

В 1934 г. в Минск прибыли первые самолёты У-2. Они занимались почтово-пассажирскими и санитарными рейсами по территории республики. В 1936-м  состоялся первый «почтовый» перелет по маршруту Москва–Минск.

С 1935-го начали регулярно осуществляться рейсы в Берлин, Братиславу, Киев, Клуж, Москву, Париж, Прагу, Ригу. 

В 1939 г. были открыты внутренние рейсы: Минск – Вилейка – Белосток, Минск–Гродно, Минск — Барановичи — Пинск — Брест.

В начале Великой Отечественной сформировалась Белорусская особая авиагруппа Гражданского военного флота (ГВФ), которая подчинялась штабу ВВС Красной армии. Летчики гражданского флота занимались перевозкой военнослужащих и грузов, осуществляли связь между штабами частей и соединений Рабоче-крестьянской Красной армии, эвакуировали раненых в тыл, доставляли белорусским партизанам вооружение, продовольствие и медикаменты, забирали в тыл раненых и детей.

После окончания войны пилоты вернулись к мирной жизни. Минский аэропорт сильно пострадал, но в кратчайшие сроки его работу удалось возобновить, а в 1946 году восстановили почти все довоенные авиалинии Беларуси.

В 1950-е годы в БССР во всех областных центрах создали аэродромы, приспособленные для выполнения пассажирских и почтово-грузовых перевозок, расширили сеть воздушных линий и количество аэропортов, оборудованных для круглосуточной работы.

В 1951 г. на авиалинии вышли Ил-12. В 1955 году аэропорт «Минск» получил  международный статус. 

18 апреля 1964-го в минском аэропорту заместитель начальника Белорусского управления гражданской авиации Дмитрий Глущенко впервые совершил посадку на новом реактивном самолете Ту-124. 

В 1977 г. началось возведение нового аэропорта «Минск-2». В 1979-м введена в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса длиной 3 640 м и шириной 60 м. 

1 июля 1983 года был создан 2-й Минский объединенный авиаотряд. Эта дата считается днем основания Национального аэропорта «Минск». Почти сразу начали выполнять регулярные рейсы. 

В 1989-м заработал международный сектор, 27 марта выполнили первый международный рейс в Берлин. 

В 1993 году здание нового аэропорта было полностью введено в эксплуатацию. В настоящее время Национальный аэропорт Минск считается одним из лучших на территории СНГ по своему оснащению.

За достижение в 2023 году наилучших показателей в сфере социально-экономического развития республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт Минск» признан победителем соревнования и занесен на Республиканскую доску Почёта

Современная гражданская авиация в Беларуси способствует развитию транспортной системы государства. Территориальное положение страны на карте Европы позволяет с выгодой использовать воздушное пространство и обеспечивать не только экономический рост, но и туристические, деловые и торговые связи. Беларусь открывает свои воздушные пути для самолетов многих государств и благодаря этому увеличивает пассажирооборот. Благодаря стабильному качеству и надежности предоставляемых услуг, расширению маршрутной сети и неизменной пунктуальности белорусские авиатранспортные предприятия завоевали авторитет во всем мире.

Предлагаем вниманию пользователей презентацию, посвящённую Дню работников гражданской авиации Беларуси.

 

Татьяна Анатольевна Лычагина, заведующий Филиалом Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь

 

 

facebook