Эль Лисицкий: гений конструктивизма

Эль Лисицкий (Лисицкий Лазарь Маркович) (1890 – 1941) – ключевая фигура советского авангарда, архитектор, художник, график, инженер и новатор, чьи идеи опередили своё время. Первый графический дизайнер, мастер фотомонтажа и активный проводник супрематизма в архитектуру.

Лазарь Лисицкий родился 22 ноября 1890 года в селе Починок Смоленской области в семье ремесленника-предпринимателя, приписанного к долгиновским мещанам. После переезда семьи в Витебск, посещал частную Школу рисования Юделя Пэна.

Путь в архитектуру начался в 1909 году после окончания Александровского реального училища в Смоленске. 

Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте (диплом инженера-архитектора с отличием); во время учёбы подрабатывал каменщиком. 

Чтобы заниматься профессиональной деятельностью в России, в 1915 году поступил экстерном в Рижский политехнический институт, эвакуированный во время войны в Москву. В 1918 году получил профессию инженера-архитектора.

С 1916 года Лисицкий активно занимался живописью, участвовал в выставках Еврейского общества поощрения художеств, иллюстрировал книги на идише и сотрудничал с издательствами. 

В 1919 году по приглашению Марка Шагала он начал преподавать графику и архитектуру в Народном художественном училище в Витебске, где познакомился с Казимиром Малевичем - отцом супрематизма.

Вдохновившись идеями Малевича, Лисицкий разработал собственную концепцию - «ПРОУНы» (проекты утверждения нового), которые стали переходной формой от плоскостной живописи к объёмной архитектуре

Среди его знаковых работ - агитационные плакаты «Клином красным бей белых» (1920) и «Всё для фронта, всё для победы» (1941), оформление книги Владимира Маяковского «Для голоса» (1923), журнал «Вещь» (1922), а также дизайн советской выставки в Швейцарии (1929).

Лисицкий активно работал с фотомонтажом, создавая коллажи для выставок, включая «Русскую выставку» в Цюрихе. Художник также разрабатывал принципы экспозиционного дизайна, превращая выставочное пространство в единое художественное целое.

В 1928-1929 годах Лисицкий занимался проектированием функциональных квартир с трансформируемой мебелью - ещё один пример его стремления соединить искусство и окружающий мир.

Эль Лисицкий - гений своего времени, объединивший искусство, архитектуру и дизайн в единую концептуальную систему. Его работы, от ПРОУНов до плакатов и экспозиций, стали символом конструктивистского мышления, а идеи - фундаментом для будущих поколений дизайнеров, художников и архитекторов.

Предлагаем пользователям ознакомиться с видеопрезентацией, посвящённой творчеству Эля Лисицкого.

 

facebook