Летопись мемориального искусства насчитывает тысячелетия. Именно с того момента, когда разумному существу стали небезразличны гибель или смерть других, подобных ему существ, и началась история человечества.
В истории славянских народов обычные деревянные кресты, украшенные вышитыми полотенцами, иногда резьбой или деревянной скульптурой, были выразительными символами, означавшими не только трагизм событий, но и нерушимость и вечность общечеловеческих ценностей, среди которых были добрая память о тех, кто не пощадил жизни своей для блага Отечества. Проходят десятилетия и века, но люди помнят все, связанное с этими простейшими, но эмоционально выразительными мемориалами.
В современном белорусском искусстве мемориальная тема всегда была одной из ведущих. Почти в каждом населенном пункте есть обелиск или монумент в память о земляках, которые не вернулись с полей сражений либо стали невинными жертвами войн. Эмоциональная выразительность, основанная на предельной символичности образов, была и осталась важнейшей художественной составляющей архитектуры мемориальных комплексов, созданных и создающихся на нашей земле. Такие мемориалы как монумент Победы в Минске, Хатынь, Брестская крепость-герой, памятник в честь советской матери-патриотки Куприяновой в Жодино, благодаря талантливым решениям и выразительному патетическому строю создаваемых ими образов стали широко известны не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.
Памятью о погибших в первые дни войны героях-пограничниках, бронзовой поэмой о жизни, красоте и бессмертии стал мемориальный ансамбль «Граница в огне», открытый 22 июня 2004 г. в городе Гродно. Умело восприняв традиции мемориального искусства, как выработанные народом, так и развитые советской школой мемориального искусства, авторы монумента Геннадий Буралкин и Станислав Федченко создали впечатляющий ансамбль, героическую поэму в граните, который сразу же стал событием в архитектурно-художественной среде не только города Гродно, но и всей республики.
Главное направление в своем творчестве — монументальность — Геннадий Васильевич Буралкин обозначил с первых лет своей творческой биографии. И до конца остаётся ему верным. Хотя есть у него и графика, и станковая скульптура, и парковая. Но монументы — это не проходящая его любовь и гордость. А гордиться есть чем! Скульптуры Геннадия Буралкина украшают парки, улицы и площади белорусских городов: могучая фигура шахтера в Солигорске, Георгий Победоносец на стремительном скакуне в Бобруйске, преподобный Елисей Лавришевский в Новогрудке, Аполлон и музы на фронтоне Национального академического театра оперы и балета Республики Беларусь, серебристые чайки, взмывающие в небо в аквапарке «Лебяжий» и многие другие образцы монументального наследия замечательного скульптора.
Творчество известного белорусского скульптора Геннадия Васильевича Буралкина привлекает новизной, необычностью образов и особым авторским видением, в частности, пространственной выразительной пластичностью, широким использованием изобразительных аллегорий, символов, метафор. А коротко его творчестве можно сказать так: правдивость, ясность, пластичность, внутренняя правда.
Предлагаем вниманию интервью с Геннадием Васильевичем Буралкиным, в котором он рассказывает о себе, об истории создания памятников и о любимых работах, о выразительной патетике мемориальных комплексов, о том, что значит «быть скульптором», о жизненных перипетиях и особом – творческом – взгляде на мир.
Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания пользователей в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ.