Человек щедрой души, огромного писательского таланта и удивительной судьбы, о которой коротко можно рассказать словами стихов Николая Глазкова: «…Век двадцатый — век необычайный. Чем столетье интересней для историка, тем для современника печальней».
Всё трагическое чувство жизни ХХ века, наполненного грандиозными событиями, изменившими миллионы людских судеб, Цецилия Исааковна испытала на себе. Её жизнь была наполнена интересными событиями и встречами со знаковыми людьми своего времени. Она была знакома и дружна со многими известными советскими писателями-классиками – Горьким, Маяковским, Багрицким, Бабелем, Светловым, Эренбургом, Ильфом и Петровым, Трифоновым, Гладковым.
Творческую деятельность Цецилия Рубинштейн начала в редакции газеты «Комсомольская правда» (1925 — 1927).
В июне 1931 Цецилия Кин и её муж писатель Виктор Кин были командированы в Рим: он как корреспондент Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), она как референт. По роду службы Ц. Кин пришлось не только изучать общественную и культурную жизнь Италии, но и слушать речи Муссолини и встречаться с иерархами фашистской партии.
С 1933 по 1936 гг. Цецилия Исааковна работала референтом отдела печати в корпункте ТАСС при советском посольстве во Франции. С 1936 по 1937 гг. служила референтом по Италии и Испании в Народном комиссариате иностранных дел СССР (1936—1937).
В Париже завязалось её знакомство с Народным комиссаром по иностранным делам СССР (1930—1939) Максимом Литвиновым, который заметил не только её лингвистический феномен (5 языков, включая старофранцузский!), но оценил и литературный талант Ц. Кин.
В 1960-е годы Цецилию Кин пригласил к себе на должность секретаря советский поэт Самуил Маршак.
Потом поступило предложение от редакции журнала «Иностранная литература» стать референтом по Италии.
Затем была работа в журнале «Новый мир» у Александра Твардовского, где она опубликовала ряд статей об итальянских католиках и о причинах возникновения фашизма, а также свои воспоминания «Страницы прошлого».
Цецилия Кин почти половину своей долгой жизни посвятила изучению политической и культурной истории Италии и всегда чувствовала себя причастной к тому, что происходит в этой стране, и итальянская интеллигенция признавала за ней моральное право занимать самостоятельную позицию в любых дискуссиях. Она – автор книг о литературе и культуре Италии:
· «Миф, реальность, литература. Итальянские заметки» (1968),
· «Итальянские светотени: Заметки о литературе и культуре современной Италии» (1975),
· «Италия конца ХIХ века: судьбы людей и теорий» (1978),
· «Италия на рубеже веков: Из истории общественно-политической мысли» (1980),
· «Итальянские мозаики: Статьи об итальянской литературе 70-х гг.» (1980),
· «Алхимия и реальность: Борьба идей в современной итальянской культуре» (1984),
· «Выбор или судьба. Итальянская культура в преддверии XXI века» (1988),
· «Начало итальянского фашизма: Бенито Муссолини, социально-психологический портрет // Вопросы философии. — 1988. — № 11.
· «Итальянский ребус. Политическая карта Италии в 20 веке» (1991).
Литературно-публицистические работы Цецилии Кин отмечены глубиной проникновения в основные проблемы итальянской общественной и культурной жизни; анализ литературных явлений представлен в тесной связи с политической борьбой, полемика с враждебными идейными течениями отличается остротой и доказательностью.
Смысл своей работы Кин видела в создании моста между двумя культурами, современники даже называли ее квартиру «кусочком Италии в Москве».
Благодаря пятилетним усилиям Кин в СССР были опубликованы романы Леонардо Шаша и советские читатели смогли познакомиться с творчеством этого итальянского писателя, известного по остросюжетным романам о сицилийской мафии.
В 1991 году была издана её книга «Итальянский ребус», признанная лучшей из всего литературного наследия писательницы. На фоне великих катаклизмов современности прослеживаются судьбы людей и теорий, борьба различных итальянских политических партий на протяжении XX века.
В Италии Цецилия Исааковна пользовалась фантастической популярностью, особенно после выхода в свет ее автобиографической книги на итальянском языке «Автопортрет в красном», за которую в 1991 году она получила престижную международную литературную премию «Il Premio Grinzane Cavour». В своих скупых на эмоции, стоических мемуарах, она рассказала о своей жизни, которую прожить можно было, наверное, только в XX веке — веке перемен, катастроф и бесконечной веры в людей и будущее.
Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания пользователей в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ