Из истории православия и братской школы в г. Могилеве

С древним городом Могилевом было связано несколько лет жизни епископа Черниговского и Нежинского Сергия (в миру Иван Иванович Соколов; 1844–1893). 2 февраля 1884 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Могилевской духовной семинарии, где служил до своего назначения ректором Пензенской духовной академии (16 ноября 1887 г.).

Значительное место в литературном творчестве священнослужителя занимала тема влияния протестантизма в России  и отношение протестантизма к России в XVI–XVII вв. Также его перу принадлежит ряд публикаций бесед, речей и поучений.

Одна из его монографий «Из исторіи православія и Братской школы в г. Могилеве» стала обобщением  материалов, опубликованных в «Могилевских епархиальных ведомостях» за 1885 г. в №№ 1, 3, 4, 5 и 6, содержащих тексты двух публичных чтений, которые были прочитаны в зале Могилевской духовной семинарии, 9-го и 16-го декабря 1884 г. Книга издана в 1885 г. в скоропечатне и литографии Ш. Фридланда.

В своей книге епископ Сергий отмечал, что в печати публикуется довольно много исторических материалов о Могилевской губернии, но в них уделено небольшое внимание церковной истории края.

Священнослужитель считал важным «просветление и охранение православного, национального сознания в народе», а базой для достижения этой цели, по его мнению, должна была стать Могилевская духовная семинария, так как «имеет прямую историческую связь с древнею Братскою школою, которая как и само Братство, издавна была разсадницею просвещения в крае, охранительницею православия и народности». «История «есть наилучшая наставница народов», – писал автор. 

Сергий предложил проводить на базе семинарии чтения по истории местной православной иерархии, его первые чтения положить в основу церковно-исторического описания епархии, и распространять их по всей местности путем печати. Свой рассказ автор начал с истории  Могилева с древних времен: поведал о народах, в разное время населявших территорию, привел различные предположения о происхождении названия города, рассказал о зарождении православной церкви. 

Епископ Сергий отмечал, что около 1320 г. Могилев подчинился Литовскому княжеству, в 1386 г. достался Польше, но не смотря на это, город и весь край оставались православными, судопроизводство совершалось на русском языке. Первый римско-католический костел был заложен здесь по повелению короля Сигизмунда  III лишь в 1616 г. До Люблинской унии 1569 г. или Брестской унии 1596 г. местная православная община не испытывала гонений и притеснений со стороны властей. После заключений уний сначала постепенно, а с 1629 г. все православные церкви были захвачены униатами и запечатаны, богослужения запрещалось проводить даже в «шалашах за городом», ослушавшиеся были наказаны. Часть местных жителей и духовенства под давлением вынуждены были принимать униатство. Гонения на православных завершились в 1632 г., когда умер король Сигизмунд  III, а епископ Петр Могила добился у нового польского короля Владислава IV независимости православной церкви от униатов.

Несмотря на трудные времена, граждане Могилева проявили удивительную стойкость и сплоченность в деле защиты православия и в 1597 г. при Спасо-Преображенской церкви было основано церковное братство, одной из задач которого стало содержание «школы языков Латинского, Польского и Русского». Она была учреждена при Спасской церкви по грамоте короля Стефана Батория от 12 января 1578 г. Однако в 1601 г. церковь вместе со школой перешли во владение базилиан (униатов). В 1602 г. граждане основали новое Братство при церкви Входа Господня в Иерусалим и при нем открыли школу, где изучали еще большее количество языков: латинский, польский, русский, греческий и славянский. Вскоре церковь и школу постигла печальная участь – они были уничтожены пожаром. В 1633 г. Владислав IV позволил открыть православные церкви, построить новую  Братскую, – со школой, типографией и другими учреждения Братства. В школе изучались греческий, латинский, польский и русский языки, большое внимание уделялось преподаванию догматов православной веры.

Отмечается большое влияние протестантских учебных заведений на возрождающуюся русскую науку. Автор обращал внимание на  веротерпимость протестантов. Русскоязычные дети могли учиться в протестантских учебных заведениях в специальных классах на русском языке, а после их окончания, остаться в них преподавать. Направление развития школ от протестантской школы и науки меняется при архиепископах Бобровиче и Сильвестре Коссове, Иосифе Нелюбовиче Тукальском, Феодосии Василевиче.

В 1757 г. Георгием Конисским была образована Могилевская духовная семинария. Епископ Сергий отмечал огромный вклад Конисского в просвещение народа и развитие образования на Могилевщине. «Великий иерарх-педагог», так называл его автор. Конисский  проводил в семинарии не только публичные чтения, диспуты, но и ставил священные трагедии. Приводятся сведения, что просвещенные им 1,5 миллиона униатов возвратились в православие (май-июль 1795 г.). В 1790–е гг. преподавателям семинарии под его руководством было повышено и назначено такое жалование: риторическому по 150 руб., пиитическому по 140, синтаксическому по 130, инфиническому и греческому по 120.

Автор отмечает вклад и Анастасия Братановского, который был архиепископом Могилевским и Витебским в 1797–1805 гг.

Упоминается еще один продолжатель идей Конисского и Братановского, архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский, митрополит Ираклий Одровонж-Лисовский, который, не смотря на то, что родился в семье помещика-католика, учился в академии Полоцких базилиан, «устроил церкви и богослужение по обрядам греко-восточным и постепенно с 1799 г. подготовил народ к воссоединению с православием».

Помимо религиозных гонений, население Могилевщины испытало на себе ряд военных конфликтов. Через ее территории проходили польские, русские, шведские, французские войска.

Описанные  епископом Сергием периоды истории показывают не только религиозную преданность жителей Могилева, но и их стремление к образованию и культурному развитию. Автор утверждает, что Могилев всегда был столицею всего белорусского православия. А главным оплотом православия в самую тяжелую и мрачную эпоху, был Богоявленский братский монастырь с его чудодейственной иконой, школой и типографией. 

В книге приведены источники информации, на которые ссылается автор, имеются сноски с пояснениями к тексту.  

Монография епископа Сергия будет интересна как историкам и краеведам, так и людям, интересующимся историей родного края. 

С книгой можно ознакомиться в читальном зале отдела старопечатных и редких изданий Президентской библиотеки Республики Беларусь. На обложке и форзаце экземпляра, хранящегося здесь, размещен экслибрис Главной библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Байдакова И.В., заместитель заведующего отделом старопечатных и редких изданий.

Оцифровка, создание электронного документа и презентации - Журомская О.А, заведующий  отделом формирования электронной библиотеки.

 

По страницам старых книг

facebook