С 1938 по 1941 год учился в Ленинграде в средней художественной школе. В 1944 году поступил в Московский архитектурный институт. Получив диплом, работал в проектном институте «Гипротеатр», в частности по его проекту построены два театра в Петрозаводске, стал автором художественного оформления домов-музеев А. Грина в Феодосии и Старом Крыму. Принимал участие в реконструкции Центрального дома работников искусств в Москве.
С начала 1960-х Бродский увлекается книжной графикой и эта работа становится главным делом в его жизни. Бродский создаёт иллюстрации к множеству книг:
- «В списках не значился» Б. Васильева
- «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева
- «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского
- «Овод» Э. Войнич
- «Спартак» Р. Джованьоли
- «Бабий яр» А. Кузнецова
- «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого
- «Гамлет» У. Шекспира
- «Карюха» Михаила Алексеева (1969)
- «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса (1975)
- «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1982)
- «Шинель» Н. Гоголя
- «Кола Брюньон» Р. Роллана
- «Как закалялась сталь» Н. Островский
- «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона
- «Чёрная стрела» Р. Л. Стивенсона
- «Бегущая по волнам» А.С. Грина
В числе шедевров книжной иллюстрации – работы Саввы Бродского к многотомным собраниям сочинений А. Грина, Т. Драйзера, П. Мериме, Ги де Мопассана, Р. Роллана, Р. Л. Стивенсона, Г. Флобера и С. Цвейга.
Оглушительный успех имеют его иллюстрации к роману «Дон Кихот» Сервантеса, которые являются признанным шедевром мастера (Золотая медаль на международной книжной выставке «Книга—75» в Москве).
Бродский стал первым российским художником, избранным академиком-корреспондентом Испанской королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Его персональные выставки прошли в Мадриде в 1977 году, ещё до открытия Посольства СССР в Испании.
Савва Бродский по образованию архитектор, и «архитектурное» — логическое и объемное — видение мира составляет его внутреннюю сущность, определяет его подход к другим видам искусства, в первую очередь книжной графике. Он практически всегда «выстраивает», «проектирует» объект — только теперь это не здание, а книга. Бродский именно так видит свою работу — не просто создавать рисунки к тексту, а формировать общий образ книги. Именно поэтому такое большое внимание он уделяет разным дополнительным элементам — заставкам, шмуцтитулам, титулам. Достаточно вспомнить завязанные узлом канаты на шмуцах «Оптимистической трагедии», черные квадраты с намеренно упрощенным «процарапанным» рисунком в начале глав «Спартака», «геральдические» входы в главы «Дон Кихота».
Бродский работает не с цветом (его рисунки чаще всего черно-белые), а с его объемами и плоскостями: черный сливается с фоном, заполняя собой все пространство, белый перетекает в цвет книжной страницы. Как в рисунке к «Бабьему Яру» А. Кузнецова из сплошного черного «выплывают» лицо и руки женщины. Художник и технику выбирает фактурную, осязаемую, процарапывая по темному темперному фону.
Особенно чувствуется «архитектурная» сущность в композициях. На рисунках герои всегда монументальны, многофигурные сцены выстраивают сложные мизансцены. Фигуры и каждая линия ритмичны, в их движении чувствуется незыблемая закономерность. Иллюстрации буквально «разворачиваются» перед читателем-зрителем. И относится это не только к раскрывающимся разворотам в «Гамлете», «Сонетах» и «Ромео и Джульетте». Любая иллюстрация Саввы Бродского — это целое действо, аналог спектакля.
При всей холодной логике, с которой художник подходит к иллюстрации, все рисунки Саввы Бродского производят невероятно мощное впечатление. Они максимально эмоциональны и экспрессивны. Это всегда невероятная напряженность образов, страсть и высокий накал чувств. Таковы у Саввы Бродского и Гамлет, и Овод, и Спартак, и Павка Корчагин, и комиссар из «Оптимистической трагедии».
Особняком в творчестве художника стоит пьеса «Пер Гюнт» норвежского драматурга Хенрика Ибсена, иллюстрации к которой Савва Бродский создает в 1977—1978 годах. Художник берется за сложную драматическую поэму, удивительным образом исключая из иллюстраций характерную для себя театральность. Бродский создает портреты героев, изображает несколько сюжетных сцен… и оставляет за бортом большую часть коллизий, происходящих с Пером Гюнтом.
Основное внимание художника приковано к фантастическим образам троллей и скандинавской природе. Для большей их выразительности художник решает работать цветом — сложными переливами зеленого, коричневого и синего. Бродский принципиально не следует буквально за мыслями и идеями, которые вложил в свою драматическую поэму Ибсен. Он создает особый мир пьесы — гротескный, фантасмагоричный и удивительно норвежский. Сам Хенрик Ибсен подчеркивал, что его драматическая поэма «сугубо норвежское произведение» — и вот эту мысль Савва Бродский передает исключительно точно.
Герой Саввы Бродского — идеалист, помещенный в обстоятельства, где не может реализовать свои идеалы, но и сдаться неспособен. Он может добиться своего, как Ассоль, пойти по пути саморазрушения, как Гамлет, или провалиться в мир иллюзий, как Дон Кихот, но не прогнется и не сломается. Герой Саввы Бродского — именно герой, а не жертва.
Он изображал не столько внешний, сколько внутренний мир героев книг, которые иллюстрировал. Краски если не монохромные, то приглушенные. Цвета скупые, их почти всегда мало. Вселенская битва добра и зла, мудрости и глупости, благородства и подлости — об этом творчество Саввы Бродского.
В книжной графике он создал вечные шедевры. Блистательные его иллюстрации пробуждают свет в душе зрителя.
Предлагаем вниманию пользователей видеодемонстрацию книжных иллюстраций художника Саввы Бродского.
Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания пользователей
в резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ