1

Маски театра

В мартовском календаре есть праздники, по-особенному любимые зрителями и «людьми театра». Это Международный день театра кукол и Международный день театра.

В 2000 году на XVIII-ом Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге иранский «кукольник» Дживада Золфагарихо вынес на обсуждение предложение учредить праздник для профессионалов и поклонников театра кукол. Однако только в 2003 году дата празднования была определена – 21 марта. 

Международный день театра установлен в 1961 году IX-м конгрессом Международного института театра и ежегодно 27 марта отмечается международными театральными обществами, актёрами, работниками театра и всеми-всеми зрителями. Традиционно он проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

В филиале Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь состоялось открытие художественной выставки «Маски театра», на которой представлены работы театральных художников Александра Завадского и Андрея Меренкова.

Выставка организована по инициативе читателя нашей библиотеки театрального художника Александра Александровича Завадского.

Работа театрального художника — сложный и не всегда благодарный труд. Мало быть просто хорошим художником, мало уметь оперировать цветом и формой. Надо еще разбираться в стилях разных эпох, ощущать сценическое пространство, театральную перспективу, досконально знать технику театра, принципы режиссёрского и актёрского мастерства. 

Театральный художник меньше всего думает о себе, о своём личном успехе. Он должен полюбить пьесу, полюбить людей, которые в ней действуют, эпоху, которая в ней отражена, практически раствориться в авторе и одновременно дополнить его, углубить его мысли, помочь автору и актёрам как можно лучше и быстрее донести эти мысли до зрителя.

Имя Андрея Меренкова, главного художника Белорусского Государственного Академического Музыкального Театра, ученика народного художника Беларуси Бориса Герлована, хорошо известно театралам. Спектакли, которые он оформил («Шалом алейхем! Мир вам, люди!», «Обыкновенное чудо», «Моя прекрасная леди», «Свадьба в Малиновке», «Буратино.by» - в Белорусском государственном академическом музыкальном театре, «Механический человек», «Анна Снегина» - в Театре-студии киноактёра, «Пойманный сетью» - в Национальном академическом драматическом русском театре им. М. Горького, «Дожить до премьеры» - в Республиканском театре белорусской драматургии и многие другие) уже много лет с неизменным интересом смотрят зрители. 

Александр Завадский много лет проработал художником-бутафором в Белорусском государственном театре кукол, декоратором – на Национальной киностудии «Беларусфiльм»; руководил кружком декоративно-прикладного искусства во Минском дворце культуры и спорта железнодорожников. 

В экспозиции в филиале библиотеки А. Завадский представил выставку деревянной природной скульптуры, которую образно можно характеризовать как пленительную неясность, ибо он - неподкупный искатель и ценитель естественной красоты древесного корня! 

Корень похож на нечто живое. То ли это слон. То ли птица с раскрытым крылом. Или девушка с распущенными волосами. Или человечек. Корень может быть карикатурой, гротеском. Созданная природой скульптура из корня может быть на диво реалистична. Наконец, корень может передавать образ неясно. Он то брезжит в пластических формах корня, то словно скрывается в них, то опять выныривает на поверхность, как играющая рыбка. И задача художника - «проявить», подправить природный образ, а иногда оставить его неясным, сложным, «полупроявленным», словно бы взывающим к нашей фантазии, в чём можно лично убедиться, посетив выставку «Маски театра».

Предлагаем пользователям сайта Президентской библиотеки Республики Беларусь ознакомиться с фотопрезентацией о творчестве Александра Завадского и Андрея Меренкова.

Заведующий Филиалом Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь Татьяна Лычагина