Праздник памяти и уважения к предкам

Ежегодно 2 ноября в Республике Беларусь отмечается День памяти, или, как его называют в народе - Восеньскiя Дзяды.

День установлен Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» и имеет статус официального общереспубликанского праздника.

Славяне верили: человек живёт дважды – пока дышит и пока его помнят.

Слово «деды» в древнеславянской традиции означало не только пожилых мужчин, но и всех предков рода. 

Отсюда и выражения: «ушёл к дедам», «дедова суббота». Даже детский возглас во время игр – «чур меня!» – это обращение к духу-хранителю рода, к тому самому Чуру, предку, стоящему на пороге между миром живых и мёртвых.

Осенние Деды напоминают нам о том, что род – это не просто фамилия, а цепочка жизни, где каждое звено важно. Люди считали, что наши предки – это корни, благодаря которым мы стоим твёрдо. 

Белорусы издавна верили, что человек живёт дважды – пока дышит и пока его помнят и души умерших не исчезают «у нябыт», а продолжают взаимодействовать с живущими. Они – помощники и хранители для своих потомков. Считалось, что в эти дни души предков возвращаются домой – заглянуть в родной дом, поглядеть, как живут их потомки, благословить и защитить их от бед. Поэтому сохранять память о них и передавать её из поколения в поколение — дело чести семьи. А о предках судят по их потомкам!

Этот день отмечали дома. Неделя, предшествующая Дедам была наполнена тишиной, памятью и внутренним покоем, без песен и плясок. Самым важным днём недели считалась Дедова суббота (Дмитриевская). 

Дмитриевская родительская суббота у православных христиан привязана к дню памяти великомученика Димитрия Солунского, жившего в III веке. Родители тайно его крестили и воспитывали в христианской вере, а когда Димитрий вырос и занял должность проконсула при императоре Максимилиане, вместо гонений на христиан начал искоренять языческие обычаи.

В этот день проводился особенно почитаемый обряд поминания предков. Убирали и празднично украшали дом, мылись в бане, стряпали богатый поминальный ужин. На стол ставили щи, кашу, жаркое, пироги и блины как символом солнца и вечности. Блюд должно было быть нечетное количество, а тарелок — на одну больше, чем гостей. Первым делом откладывали немного еды в особую миску – «доля предков». 

Перед тем как сесть за стол, глава семьи распахивал окна и двери, приглашая души войти. На порог ставили ведро чистой воды и свежий веник,  чтобы «дедам» было, чем смыть дорожную пыль после долгого пути.

За ужином, со светлой душой и с улыбкой, хорошими словами, было принято вспоминать ушедших, их добрые поступки, советы и наставления, чтобы молодые члены семь знали и гордились. Ведь, как говорили, «род жив, пока о нём помнят».

Пока горели свечи, нельзя было шуметь или ругаться: верили, что предки не любят громких слов, а приходят только туда, где царят мир и уважение. Так и говорили: «Деды пришли – шуму не люби, словом не размахивай, делом поминай». Поэтому Осенние Деды называли временем священного общения между поколениями, праздником тишины и благодарности.

Ночь считалась особым временем, когда истончается грань между Явью и Навью. В эти моменты можно было обратиться к пращурам за советом, задать вопрос, получить знак. Женщины гадали на свечах и воде, мужчины просили у дедов помощи в делах.

На следующий день семьи навещали родственников – чтобы помянуть предков вместе.

В завершении Навьей Седьмицы (т.е. в последний день Осенних Дедов) остатки еды выносили птицам – «на помин души» и благодарили предков за защиту. Говорили: «Деды – в Навь, а мы в Явь, да вместе по пути».

Подавать милостыню – это ещё одна хорошая традиция осенних Дедов. В современных реалиях это может быть материальная поддержка, добрый поступок в адрес любого знакомого или незнакомого человека, который нуждается в помощи.

Древние традиции живы и по сей день. 

Белорусы сохранили память о своих предках в национальном орнаменте.

В 2008 году Национальный банк выпустил в обращение серебряную памятную монету «Дзяды» достоинством 20 рублей из серии «Праздники и обряды белорусов».

 

Отпраздновать Осенние Деды можно, как много веков назад: навести чистоту в жилище, приготовить поминальный ужин или скромное угощение, зажечь свечу, открыть семейный альбом и вспомнить дедов и прадедов. 

Можно также почитать романтически-драматическую поэму Адама Мицкевича «Деды» (1823 - 1832), в которой обряд поминания предков описан как «моральная идея, образно выраженная простым людом».

 

Татьяна Анатольевна Лычагина, заведующий Филиалом Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь

 

facebook