Потрясающие вокальные данные – абсолютный слух, хрустальный, но при этом сильный голос! Подкупающе-искренняя манера исполнения. Идеальные физические данные от природы – эффектная блондинка с косой до щиколоток в руку толщиной! Настоящая славянская красавица!
В 1960 — 1980-х годах Мария Пахоменко была одной из самых популярных звёзд советской эстрады – за этот период было продано 2,6 миллионов пластинок с песнями в её исполнении.
Секрет её успеха был прост: искренность, чистота и талант — этим Пахоменко и завоёвывала сердца слушателей. Более того: поэты и композиторы в очередь выстраивались за право написать для Марии Пахоменко песню.
Родина Пахоменко – небольшая белорусская деревушка с музыкальным названием Лютня в Краснопольском районе, на границе с Брянской областью.
Из Лютни родители будущей советской эстрадной звезды перебрались в Ленинград, где для развития природных музыкальных способностей Марии счастливо сложились все условия.
Петь она любила ещё в раннем детстве, и даже в школе на уроках, за что получала замечания, и в юности, поступив в Машиностроительный техникум при Кировском заводе. Работать пошла на завод «Красный треугольник».
Началом пути к вершинам славы для Марии стала художественная самодеятельность, которую при советской власти широко внедряли в больших и малых производственных и учебных коллективах.
Пахомова организовала квартет из поющих подружек. Узнав, что Дом культуры промкооперации (Дом культуры имени Ленсовета) проводит набор в вокальный ансамбль под руководством Анатолия Бадхена, девчонки пришли на прослушивание и случилось чудо - их приняли в полном составе!
Вскоре её пригласили в ансамбль Валентин Акульшин, который выступал с инструментальным ансамблем под управлением Виталия Понаровского.
Понимая, что без пения она уже не может жить, Мария поступает в Ленинградское музыкальное училище имени М. Мусоргского.
В 1963 году она стала солисткой Ленинградского эстрадного оркестра. В тандеме с композитором Александром Колкером Мария Пахоменко один за другим создавала хиты – «Опять плывут куда-то корабли» (стихи И. Кашежевой), «Стоят девчонки, стоят в сторонке», «Печальная», «Красивые слова», «Признание».
Практически каждая, исполненная Пахоменко, песня становилась шлягером: «Ненаглядный мой» (А. Пахмутова — Р. Казакова), «Мужчины» (Э. Колмановский — В. Солоухин), «Разговоры» (Э. Ханок — Г. Серебряков), «Вальс при свечах» (О. Фельцман — А. Вознесенский), «Подсолнухи» (В. Кулаков — Э. Кузнецов) и многие-многие другие.
В исполнении Пахоменко хитами становились не только новые музыкальные произведения, но и шлягеры прошлых лет, для которых она находила свою неповторимую интонацию. По-новому зазвучали песни 1940-х годов «Матросские ночи» (В. Соловьёв-Седой – С. Фогельсон), «Не тревожь ты себя, не тревожь» (В. Соловьёв-Седой – М. Исаковский), «Лучше нету того цвету» (М. Блантер – М. Исаковский), «К нам в Саратов» (М. Фрадкин – Л. Ошанин).
Голос Марии Пахоменко звучал не только на концертных площадках в республиках СССР, по радио, на телевидении, но и со сцен многих стран мира – на Кубе, в Италии, Югославии, Польше, Германии, Чехословакии, Финляндии, в парижской "Олимпии", на международном конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии (Гран-при в 1971 г.).
В 1968 году Марию Пахоменко настигла европейская музыкальная слава. Во французских Каннах ей вручили нефритовую пластинку как победительнице международного конкурса грамзаписей MIDEM (Marché International du Disque et de l’Edition Musicale).
Родную белорусскую землю и белорусскую культуру она никогда не забывала. Пример тому – задорная песня Игоря Лученка «Дударики» на стихи Анатолия Гречаникова, которую Пахоменко исполнила на заключительном концерте телевизионной передачи "Песня-76".
Деревню Лютню Мария Леонидовна всегда считала своей малой родиной и часто приезжала сюда с мужем Александром Колкером и дочкой Наташей.
В свой последний приезд на родину в 1998 году, для земляков она накрыла стол и вечером в Краснополье дала концерт. А для тех односельчан, которые не смогли её послушать, спела специально и только для них. По-особенному как–то, задушевно.
Искренность исполнения и внутренняя гармония определили свой особый стиль Марии Пахоменко, соединивший яркий народный характер пения с эстрадным артистизмом. Никогда не шла на поводу у моды и не на кого не равнялась: не меняла свой исполнительский имидж, репертуар, поведение на сцене и не пела бессмысленных песен.
Предлагаем вниманию пользователей музыкальную видеопрезентацию, посвящённую творчеству певицы Марии Леонидовны Пахоменко (1937 – 2013).
Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания
в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ