1

Семь цветов счастья Узбекистана

Филиал Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь продолжает традицию костюмированных книжных обзоров национальных культур.

Так в канун Дня независимости Республики Узбекистан (1 сентября) состоялся обзор книжной выставки по узбекской литературе с национальным колоритом «Семь цветов счастья Узбекистана». И читатели, и библиотекари были одеты в костюмы из многоцветного абрового шёлка и хан-атласа, изготовленных по технологии «икат».

На выставке были представлены не только художественные переводы узбекских литераторов на белорусский и русские языки, но и книги по народному декоративно-прикладному искусству, эстетике живописи, истории и теории архитектуры Узбекистана.

Изготовление узбекских «облакоподобных» тканей - сложнейшая, выполняемая исключительно вручную техника ткачества, которая заключается в обвязывании пучков нитей с целью поэтапного крашения их в определённые цвета. В узбекском икате рисунок наносится лишь на нити основы, уток же остаётся одноцветным. Такая техника называется абрбанд, т.е. «обвязанное облако», а ткани, полученные таким путём, носят название «абровых». Так, в экспозиции было представлено уникальное издание Сайеры Махкамовой «Узбекские абровые ткани» (1963), из которого любопытный читатель узнает об творчестве узбекских народных мастеров-текстильщиков, производящих оригинальный национальный абровый шёлк (слово «абр» - ابر в переводе с персидского – означает «облако», «туча»). 

Подобный способ крашения абровых/икатовых тканей дал мастерам-абрбандам неограниченный простор для творческого самовыражения, что привело к появлению разнообразных по форме и очертаниям узоров с «вибрирующими» («пламенеющими», перетекающими друг в друга) контурами – геометрических, растительных, предметных и даже антропоморфных.

В тканях, окрашенных способом абрбанди («обвязанное облако»), потеки краски контрастных тонов образуют расплывчатые стрельчатые формы с тающими радужными контурами и живой игрой пятен цвета. Орнамент обычно включает заостренные или зубчатые геометрические фигуры, стилизованные цветы и растения; иногда в рисунке радужных переливов угадываются формы предметов и мотивы природы.

В узбекских народных сказках, которые представлены на выставке можно найти романтические версии создания «облачных» тканей.

В народной традиции история появления абровых тканей была прочно связана с весенними облаками, отраженными в зеркале водной глади, с красотой природы, романтичной историей любви. Возможно, так мастера хотели подчеркнуть невесомость шёлка, лёгкого, как облако. 

Красивая легенда рассказывает о бедном влюблённом ткаче, создавшем во имя своей любви удивительную шелковую ткань. Её узоры изображали легкие облака, отражающиеся на радужной поверхности расцвеченной солнечными лучами глади горного озера. Утренний ветерок придавал этому отражению едва уловимую рябь. 

Кстати, о происхождении ткани «хан-атлас» тоже существует поэтичная легенда…

Давным-давно правитель повелел ткачу соткать ткань, которой свет не видывал. Долго думал ткач, пока не присел вечером в раздумье не берегу хауза (искусственного водоёма). Посмотрев на воду, он увидел там отражение облаков. Вернувшись в мастерскую, он соткал «лёгкую как облако» и «прохладную, как лёд» ткань. Довольный правитель повелел, чтобы одежду из этой ткани носили только состоятельные люди и назвал её «хан-атлас». 

Цвета шелкового узбекского текстиля, созданные техникой ручного крашения и росписи кистью, наполнены смысловыми значениями. Восток выражен в семи цветах счастья. Именно поэтому шёлковый атлас семицветно-полосатый - семь цветов охраняют человека от злых духов. Этот своеобразный древний «штрих-код», полученный от предков.

Заведующий Филиалом Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь Татьяна Лычагина