Наступательность, решительность, уверенность были свойственны натуре Андрея Егоровича Макаенка (12.11.1920 – 16.11.1982). Его характер проявляется в его пьесах, в них — частичка его биографии.
Детство прошло в крестьянской среде, где знали цену хлебу, а к земле относились без слащавой слезливости.
В 1927 году поступил в Борховскую начальную школу, продолжил учёбу в Журавичской средней школе, которую окончил в 1938 году.
В августе – сентябре 1941 года участвовал в англо-советском вторжении в Иран (операция «Согласие»), затем воевал на Северном Кавказе, участвовал в Керченско-Феодосийском десанте в Крыму. 10 апреля 1942 года получил тяжёлое ранение, перенёс несколько операций, и по состоянию здоровья был демобилизован. В 1942—1943 годах работал военруком в одном из сёл Грузии.
После освобождения Гомельской области, вернулся в село Журавичи. Находился на комсомольской и партийной работе: был секретарём Журавичского районного комитета комсомола (1944), Гродненского городского комитета комсомола (1945), работал заведующим партийным кабинетом Могилёвского железнодорожного узла (1945—1946), помощником секретаря Журавичского райкома партии (1946—1947).
В 1947 году поступил в Республиканскую партийную школу при ЦК Коммунистической партии Белоруссии, которую окончил в 1949 году. В том же году был принят в Союз писателей СССР, стал профессиональным литератором с сильным стремлением сказать новое слово, которому была чужда подражательность.
После обучения в партшколе был направлен в журнал «Вожык», где работал до 1953 года в должности заведующего отделом прозы.
В 1966 — 1978 годах — главный редактор литературного журнала «Нёман». Именно во времена редакторства А. Макаёнка журнал пережил время своего расцвета.
В 1966 году в составе делегации БССР принимал участие в работе XX-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
В 1971 — 1982 годах был депутатом Верховного Совета БССР.
Тридцать лет из шестидесяти он был драматургом и в Советском Союзе не было ни одного театра, где не шли бы его пьесы. Макаёнок – это, прежде всего, имя, которое приносит успех театру. Он был автором, на которого возлагали надежды режиссёры, актёры, зрители и даже критики.
Регулярно выходивший в Москве авторитетнейший журнал драматургии, театра и театральной критики «Театр» (орган Союза писателей СССР и Министерства культуры СССР) ежегодно публиковал списки премьер. В некоторые годы имя Андрея Макаенка находилось в самом начале списка. Успех спектаклей по пьесам Макаенка был почти запрограммирован. Критики писали: «Новая комедия Макаенка — радость общения с интереснейшим миром, который называется театром Андрея Макаенка».
«А. Макаенок и его поколение сумели сказать от имени своих народов нечто столь близкое всем людям планеты, что они решительно вошли в «сердечные» списки всесоюзной современной сцены».
Его друг, писатель Иван Шамякин, заявлял: «В лице Макаенка белорусская драматургия обрела достойного продолжателя традиций Я. Купалы и К. Крапивы».
Он одним из первых выступил в 1950-е годы против так называемой бесконфликтности, которая, словно пена, всплыла на неспокойной послевоенной действительности. Враг разбит, все противоречия разрешены, теперь надо утверждать лучшее за счет хорошего. Макаенок публицистически остро раскритиковал эту теорию пьесой «Извините, пожалуйста!» («Камни в печени»).
«Лявониха на орбите», «Таблетку под язык», «Святая простота» — своеобразный деревенский триптих А. Макаенка. Эти произведения смешат и тревожат, обнадеживают и предупреждают людей, выходящих на орбиту общественного понимания личного своего долга.
Он никогда не отступал от своего желания писать комедии. Его поле деятельности — сатира. Сохранилась заполненная им в молодости анкета. «Кем работаете?» — «Работаю сатириком».
Гипербола, заострение, гротеск, откровенный фарс, ирония, хлесткий народный юмор, даже реквием и оптимистическая трагедия. Все это было в его пьесах, а он продолжал утверждать: « Я пишу комедии, комедии, снова комедии». Иронизировал над собой: «Я опять написал комедию, вот какая случилась со мной трагедия».
Он был уверен, что юмор — это огромная внутренняя свобода. В этом пламени человеческого смеха сгорает все выдуманное и ограничивающее. А еще юмор — чувство ласковое и улыбчивое, дающее радость общения с интересным человеческим миром, где грусть и смех всегда рядом: «Жизнь дает столько фактов и готовых ситуаций, что стоит только добросовестно их записать — и получится сатира.
Рядом с действительно героическим, великим, красивым столько еще и такого, что стоит и злой сатиры, и добродушного юмора.
Не такой уж легкий наш хлеб. То, что в комедии высмеивается, в жизни редко когда встретишь в готовом, комедийном, смешном виде. Скорее наоборот. Эти явления или типы нередко вызывают возмущение, злость, гнев. А нужно перелицевать их так, чтобы вывернуть наружу смешное нутро, подкладку, а гнев, возмущение и злость переплавить в смех, ибо смех, на мой взгляд, самая высшая кара для отрицательных типов и явлений».
Без пьесы нет театра. Театр читает и обсуждает все или почти все новое, для него специально написанное. Он разборчив, капризен, порой жесток. Но он может осчастливить надолго, на многие годы, сделав драматурга своим человеком, приняв его в большую театральную семью. Такое счастье выпало на долю Андрея Макаенка.
В 1952 году он пришел в театр имени Янки Купалы. Он полюбил театр неожиданно для себя и навсегда. Любил таинственную тишину пустого утреннего зрительного зала, нарядную публику вечерних спектаклей. Привык ходить на репетиции своих пьес, как на работу. Обратная связь была очевидной — ему платили той же любовью. Макаенок признавался:
— Многие мои друзья говорят, что из меня мог бы получиться актер. Не знаю, не пробовал. Но ясно, что природа моего писательского мышления, как оказалось, созвучна театру с его динамикой, крутыми столкновениями характеров. Думаю, что я овладел законами театра.
Золотым временем в театре имени Янки Купалы принято называть те годы, когда на его сцене одна за другой шли пьесы Андрея Макаенка: «Трибунал», «Извините, пожалуйста» и «Лявониха на орбите», «Святая простота», «Дышите экономно», «Погорельцы».
Здесь он нашел не только театральный дом для своих произведений, но и готовых персонажей пьес в исполнении актеров-купаловцев, «макаенковских» актеров. Отдельные роли драматург писал специально «под них». Макаенок выделял актеров национального типа, способных не сыграть, а именно прожить роль простого человека из народа, узнаваемого и такого близкого. Один из любимейших актёров – Геннадий Степанович Овсянников. Именно ему Андрей Егорович доверил говорить со сцены голосами белорусских мужиков из своих пьес.
В доме у Макаёнка всегда висела фотография смеющейся публики. Это сельские зрители, которые смотрят его комедию. Снимок этот был очень дорог автору. Смеющийся зал — это его судьи, его критики, его друзья. Для них он работал.
Судьбу Макаёнка-драматурга нельзя назвать легкой. Ситуации в его пьесах вызывали немало споров потому, что проблематика комедии стала значительно серьезнее, глубже, разнообразнее. Она ведь не только смешит и развлекает. Ей доступны высокие мысли и чувства.
Глубинное постижение народной жизни и народного характера связано у Андрея Егоровича Макаенка с его собственной судьбой. Живя большую часть жизни в городе, вращаясь в различных сферах, разъезжая по стране, Андрей Егорович Макаенок на самые серьезные проблемы жизни продолжал глядеть глазами и оценивать их умом крестьянина.
Своего героя и своего собеседника напористым юмором и острым словечком писатель всегда умел опустить с высоты Олимпа на землю, воспетую в его пьесах: «Я писатель, драматург, сатирик — у меня свои задачи. Вот что я хотел бы сказать по этому поводу.
Во-первых, писатель не должен считать, что все общеизвестно. Думаю, что вовсе не все и не всем. Кроме того, известно — еще не значит понятно. Мало знать — надо осознать. Мало осознать — надо делать. Сегодняшний зритель не поверит в фонвизинского Правдина в современной пьесе. Но когда страшная истина вдруг глаголет устами младенца — это действует.
Во-вторых, пусть и это наивно, но я — оптимист. Человечество не раз решало глобальные проблемы. С трудом, не сразу, но — решало. Честно говоря, я не знаю, куда мне деваться от наивности. Вот я и вкладываю ее в героев своих комедий».
Ещё долго будут жить его пьесы и волновать яркие образы его героев, со сцен театров будет звучать неповторимый исцеляющий смех макаенковской сатиры. И люди долго будут благодарны великолепному мастеру драматургии, славному человеку и верному другу Андрею Макаенку.
Предлагаем вниманию пользователей ознакомиться с фотоподборкой изданий А.Е. Макаёнка из фонда Президентской библиотеки Республики Беларусь.
Татьяна Анатольевна Лычагина, заведующий отделом обслуживания
в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ





