1

Точка отсчёта Виктора Турова

В филиале Президентской библиотеки Республики Беларусь в Резиденции Президента Республики Беларусь состоялось мероприятие, посвящённое юбилею В.Т. Турова «Точка отсчёта». С приветственным словом к участникам выступила режиссёр, писатель Елена Викторовна Турова.

Осенью этого года легендарному советскому, белорусскому кинорежиссёру, сценаристу и педагогу Виктору Тимофеевичу Турову исполнилось бы 85 лет. Он любил жизнь во многих ее проявлениях, но особенно любил кино.

Появившийся на свет на могилевской земле 25 октября 1936 года, он всю свою творческую жизнь вынашивал мечту: через киноэкран рассказать миру о духовном и душевном богатстве белоруса, о его трудолюбии, искренности и мудрости. И мечта режиссера ярко, своеобычно и по разному воплощалась в его лучших картинах. 

Собственные переживания из детства, опаленного войной, стали значимым мотивом игровых фильмов Турова. Расстрел отца, страшный «семейный» концлагерь под Аахеном… Великая Отечественная впечаталась в его память страшными картинами. В будущем, переосмыслив, он перенесёт их на кинополотно и расскажет о войне без пафоса. Один из таких, первый в его творческой биографии, полнометражный художественный фильм, новое явление в кинематографе, «Через кладбище» (по повести Павла Нилина). Туров представил совсем непохожую на прежние трактовку партизанской темы — через эмоции и душевное состояние героев, оказавшихся в сложнейших условиях нацистской оккупации. Фильмы Турова всегда отличались крепкой литературной основой.

Именно таковы кинодилогия из военного времени по сценарию Алеся Адамовича «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» и тонкий лирический фильм «Я родом из детства» (по сценарию Геннадия Шпаликова).

Фильм «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова» (по рассказам И.С. Тургенева), снятый в 1971 году, стоит особняком среди всех фильмов режиссёра. В нем есть какая-то звенящая струна, надрыв, он — о славянской неприкаянной душе, которая, оказываясь в сложных ситуациях, пытается поступать по законам чести, совести. 

В первой половине 1980 х режиссер взялся за экранизацию романов Ивана Мележа «Люди на болоте» и «Дыхание грозы». Крестьянская действительность белорусов в непростое время между двумя мировыми войнами была передана средствами кино выразительно и достоверно. 

В начале 1990 х Туров открыл для себя еще одну грань белорусской темы, обратившись к историческому прошлому. Последней для него стала картина 1994 года «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», созданная по сочинению белорусского писателя, одного из основателей новой белорусской литературы Яна Барщевского.

Фильмы Турова являются золотым фондом белорусского кино, а его имя стало легендой в истории советского кинематографа. 

По результатам опроса, проведённого белорусскими критиками, фильм «Я родом из детства» был признан лучшим из созданного за всю историю белорусского кино. А кинокартина «Через кладбище» в 1995-м году по решению ЮНЕСКО вошла в сотню лучших фильмов о войне. Тема патриотизма, победы добра над злом прослеживается в его фильмах, каждый из которых — энциклопедия военного лихолетья для всех поколений.

Пользуясь случаем — круглыми датами со времени премьеры, — вспомним и пересмотрим фильмы-юбиляры, вечно актуальную классику от режиссёра Виктора Турова: «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (50 лет), «Воскресная ночь» (45 лет), «Люди на болоте» (40 лет).

 

Заведующий филиалом в Резиденции Президента Республики Беларусь Татьяна Лычагина