1

Труд паровоза велик, путь паровоза славен! 24 марта 1802 г. – день рождения паровоза

Пожалуй, самое большое наследство XIX века – это железная дорога! Самым первым здесь появился паровоз - одна из удивительнейших машин, созданных человеком.

24 марта 1802 года английский изобретатель Ричард Тревитик получил патент на паровой двигатель высокого давления № 2599 «Паровые машины. Усовершенствования в конструкции и их применение для движения повозок», который подтверждал его право на двигатель с давлением в котле в 3 атмосферы. Это был первый патент на паровоз, который движется по рельсам по аналогии с конными телегами, перевозившими грузы на рельсовых чугунных дорогах. Металл, огонь, воздух и вода, соединённые вместе, создали могучее стремительное движение.

Первый в мире настоящий рельсовый паровоз сразу нашёл своё применение для перевозки руды в чугунолитейной «Колбрукдейл компани» на заводской Мертир-Тидвилской дороге (Южный Уэльс).

А изобретение слова «паровоз» приписывается русскому филологу Николаю Ивановичу Гречу.

Первым белорусским городом, получившим «железку», в 1862 году стал Гродно — при строительстве пути Петербург — Варшава. Через 4 года поезд прибыл из Риги в Витебск. Затем в Брест. А в начале 1870 х раздался стук колёс и паровозный гудок в Минске. Белорусские губернии составляли всего лишь 1% территории Российской империи, но здесь проходила десятая часть всей имперской железнодорожной сети. Благодаря железнодорожникам развивались города, промышленность, сельское хозяйство. Они были настоящими локомотивами промышленной революции. 

XX век обогатил стальные магистрали в массовом порядке сперва тепловозами, а потом электровозами, как самым совершенным видом тяги.

В «доинтернетовскую» эпоху самыми сильными впечатлениями для неокрепшего детского сознания были путешествия по железной дороге и особенно сам паровоз (он же тепловоз, он же - электровоз). Чудо! Восторг! Потрясение! 

С характерным звуком «чух-чух, чух-чух» быстро приближается состав: горит алая звезда, светит мощный прожектор, видимый издалека, и ещё два поменьше, на уровне сцепки. Сердце в восхищении замирает от жутковатого вида этого почти сказочного чудовища.

О, эти удивительные гудящие мерным электрическим звуком угловатые электровозы-«утюги» «ВЛ22», или строенные «ТЭ3», которые тянули тяжёлые грузовые поезда – все такие плавные, скругленные, гордые, с большим жёлтым ромбом на дымовой коробке. Почти живые существа! 

А вот паровоз «П36» по прозвищу «Генерал»! Красавец и элегантный щёголь! Он был зеленый-зеленый, а на борту - красная полоса, пересекающая его от начала до конца, как генеральский лампас. Пролетая мимо, он обдаёт паром, сверкнув огромными колесами, в два человеческих роста, и прокатившись вдоль перрона, постепенно притормаживает. 

А потом сидишь в вагоне и всю ночь слушаешь его дыхание и его ритм. Проводник приносит чай в подстаканнике и сахар брусочками. Пьёшь сладкий чай, смотришь в окно, читаешь хорошую книгу и кажется, что нет в мире ничего прекраснее, как ехать на паровозном поезде, смотреть на желтые и белые огоньки стрелок на станциях и слушать этот успокаивающий и такой прекрасный перестук колёс. И сжимается сердце в сладкой тревоге от поразительного, несравненного, громогласного, длинно-тревожного, зовущего паровозного гудка. Он завораживает и подчиняет себе внимание, словно прекрасная музыка, как некое созвучие всего живого. В нем есть одновременное сочетание трех сил: утверждения, тревоги и торжества. В его звуке – выражение страстей, созвучных великим временам.

У электровозов «голос» высокий, заливистый, резкий; у тепловозов – заметно «теплее», дружелюбнее. 

Кстати, парадокс, но паровозы - эти «мамонты» железных дорог могут пригодиться и в ХХI веке. При непредвиденных обстоятельствах, когда пропадет электричество или, не будет топливной базы, старый добрый паровоз сможет тряхнуть стариной и в прямом смысле вытащит груз проблем на себе. 

В дни весенних каникул увидеть их во всей красе можно в локомотивном депо г. Кричева, в Брестском музее железнодорожной техники, в Музее железнодорожной техники в г. Барановичи, в Музее революционной, боевой и трудовой славы локомотивного депо Минск.

Предлагаем вниманию пользователей видеорассказ председателя совета ветеранов локомотивного депо Минск Евгении Александровны Лапицкой о паровозах – славных тружениках железных дорог.

 

Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания 

в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ