1

Творец, воин, учитель

26 декабря 2023 года отмечается 130-летие советского композитора, основателя белорусской академической музыки и белорусской композиторской школы, педагога и выдающегося деятеля белорусской культуры Евгения Карловича Тикоцкого (1893 – 1970).

Тикоцкий Е.К. родился в Санкт-Петербурге, в семье военного моряка. Его отец Карл Михайлович командовал крейсером «Африка», эскадренными броненосцами «Гангут» и «Полтава», был начальником военно-морской базы в г. Николаеве и дослужился до контр-адмирала Российского императорского флота. 

Под влиянием ярких музыкальных впечатлений Евгений в 14 лет сделал попытку написать свою первую оперу «Басаврюк» по повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы».

В годы Первой мировой войны Евгений Карлович служил в Финском пехотном полку. После провозглашения советской власти поступил на службу в Восьмую дивизию Рабоче-Крестьянской Красной армии, после чего был направлен на Западный фронт. Участвовал  в Советско-польской войне 1919 - 1921 гг., освобождал Беларусь от белополяков.

В перерывах между боями и многодневными маршами будущий композитор принимал участие в художественной самодеятельности, выступал в клубах на музыкальных вечерах как солист и концертмейстер, сочинял собственные произведения. Чтобы передать революционный дух того времени, в 1920 г. в сложнейших условиях гражданской войны Тикоцкий пишет героическую поэму «Буревестник» на слова Горького для баса и оркестра -  и это при том, что музыкальное образование сочинителя составляло всего два года частных уроков фортепиано и теории музыки.

В 1924 году, после девяти лет войны, Евгений Тикоцкий демобилизовался из армии и остался жить в Бобруйске. Мирную жизнь композитор-самоучка начал с работы тапёром в кинотеатре, исполнял музыкальные произведения на концертах и консультировал коллективы художественной самодеятельности.

Встречи с талантливыми музыкантами, поэтами и художниками натолкнули Тикоцкого на идею создания в Бобруйске музыкальной школы. Инициатива была одобрена Президиумом городского Совета депутатов и весной 1927 года новое учебное заведение было открыто. До 1934 года Тикоцкий Е.К. работал здесь заведующим воспитательным отделом и преподавателем класса фортепиано и теории музыки. Евгений Карлович совмещал преподавательскую деятельность с депутатскими обязанностями и руководством окружным комитетом работников искусства. В это время он сочинил симфонию, в которой впервые использовал белорусские народные мотивы. 

В этот период появляются первые крупные произведения композитора: симфония, написанная с использованием тем белорусских народных и революционных песен, оперетта «Кухня святости», фортепианное трио, музыка к документальному фильму «Поэма имени освобождения». После образования в 1932 г. Союза композиторов БССР его принимают в члены этой организации.

Однако для композитора большую сложность представляло отсутствие в Бобруйске симфонического оркестра. Поэтому он покидает  гостеприимный город и переезжает в столицу советской Белоруссии.

В Минске Евгений Карлович преподавал музыку в школе, затем занял должность композитора в Радиокомитете БССР. Усовершенствованная аппаратура позволяла проводить передачи в прямом эфире и вскоре произведения Тикоцкого зазвучали по всей республике.

В 1941-м композитор поехал в Крым для работы над балетом «Бэла». Война жестоко изменила все планы. Супруга Мария Арсеньевна вместе с сыном Мишей и дочерью Кирой не успели эвакуироваться и остались в оккупированном Минске.

Убитый горем, музыкант отправляется в эвакуацию в Уфу, потом в Горький (ныне Нижний Новгород). В эвакуации Тикоцкий пытается заниматься музыкой – пишет песни и романсы на стихи белорусских поэтов А. Острейки, М. Машары, А. Белевича и других. 

Все эти долгие месяцы, мгновенно поседевший композитор, проводит в неведении: жива ли семья? Из затяжной депрессии его выведет телефонный звонок. Тикоцкого срочно вызывают в Москву. Перед ним поставлена задача – создать оперу про белорусских партизан. 

В  1943 году в Горьком Тикоцкий завершает работу над клавиром. Совместно с труппой Минского театра оперы и балета, которая находится в эвакуации здесь же, в Горьком, начинается работа над народной драмой.

В это время Белорусский штаб партизанского движения получает задание из Москвы — найти семью композитора Евгения Тикоцкого. 

Для выполнения задания по вызволению семьи Тикоцких с оккупированной территории была организована  тайная  спецоперация.

И пока Тикоцкий служил Родине на ниве музыки, создавая грандиозное произведение, которое прославит партизан, минские подпольщики тайно вывезли из города его жену и детей, которых на полгода укрыли в лесах, в одном из партизанских отрядов. А затем на самолёте, через линию фронта, семью композитора доставили в Москву.

 В освобождённую Беларусь, которую Тикоцкий считал второй родиной, он вернулся в 1944 году. В этом же году, 31 декабря, в освобождённом Минске на сцене Окружного Дома Красной армии состоялась премьера оперы. В главной роли – блистательная Лариса Александровская, режиссер – знаменитый на весь Советский Союз Борис Покровский.

Спектакль стал настоящей сенсацией. Опера «Алеся» – поэтичный, эмоциональный спектакль, наполненный интонациями белорусского фольклора, еще долго не сходила с театральных подмостков. 

В 1955-ом после новой редакции спектакль уже с другим названием – «Девушка из Полесья» – вновь отправился покорять Москву, на вторую декаду белорусского искусства. После очередного триумфа Тикоцкому было присвоено звание «Народный артист СССР».

Послевоенный период жизни композитора отмечен плодотворной творческой и общественной деятельностью. Он писал музыку, статьи, руководил Белорусской государственной филармонией, преподавал в десятилетней музыкальной школе, возглавлял Союз композиторов БССР (1950–1963), работал на радио. Евгений Карлович избирался депутатом Верховного Совета БССР, занимал руководящие должности в Союзе композиторов БССР, в Союзе композиторов СССР. Был удостоен званий народного артиста БССР (1953) и народного артиста СССР(1955), награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», медалями и премиями.

Творческий путь Е. Тикоцкого охватывает более 40 лет и отражает все процессы и явления в развитии белорусского музыкального искусства. Композитор выступал в различных жанрах оперной и симфонической музыки. Его произведения характеризуются сложной драматургией, интенсивным образно-тематическим развитием, часто основанным на разветвленных лейтмотивных системах. В первых композициях значительное место занимает белорусская народная песня, что придало его музыке образность и мелодичность («Я табун стерегу», «Ты, красная калина», «Кукушка-кукушка»). Среди наиболее значительных произведений композитора — оперы «Михаил Подгорный» (либретто П. Бровки; постановка 1939 г.), «Алеся» (1944 г.; вторая редакция оперы под названием «Девушка из Полесья», либретто П. Бровки, 1954 г.), героическая поэма для баса, хора и симфонического оркестра «Буревестник»; шесть симфоний; симфоническую поэма «50 лет» (1966); увертюра «Праздник на Полесье» (1953) и другие произведения. 

Композитор Тикоцкий – автор музыки к пьесам «Дело чести», «Бацькаўшчына», «Земля и небо», «Симфония гнева», «Скупой», «Соловей», «Кацярына Жарнасек», «Дура для других, умная для себя», «Фландрия», «Палешукі», «Паўлінка», «Прымакі», «Заложнікі», «Ромео и Джульетта», «Чудесный клад», «Калиновый гай», «На рассвете», «Лиса и виноград», «Забытый всеми», «Третья патетическая», «Добряки», «Третье желание», «Любовь, Надежда, Вера», «Гибель волка», «Юные мстители», «Главная ставка», «Коварство и любовь», «Дама-невидимка».

За высокие творческие достижения и преданность музыке Тикоцкий Е.К. был удостоен почетного звания Народного артиста Белорусской ССР (1953) и Народного артиста СССР (1955), награжден орденом Ленина (1944), двумя орденами Трудового Красного Знамени. (1940, 1949), орден «Знак Почета» (1964).) и медали. 

Интересный факт из жизни композитора: у него было необычное «библиотечное» хобби – коллекционирование газет из тех мест, в которых он побывал. Результатом стало крупное газетное собрание, которое впоследствии было передано в одну из минских библиотек.

Одержимый творец, отважный воин и добрый учитель – таким он остался в памяти белорусского народа. 

В Минске именем композитора названа улица в Первомайском районе; на доме, в котором он жил (район Площади Победы) установлена мемориальная доска; имя Е. Тикоцкого присвоено музыкальной школе в г. Бобруйске, где он работал до войны.

Предлагаем пользователям ознакомиться с фотодемонстрацией книжной выставки, посвящённой жизни и творчеству выдающегося композитора и фрагментом оперы Е.К. Тикоцкого «Девушка с Полесья».

Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания пользователей в резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ