1

Учительство как творчество

В первое воскресенье октября в Беларуси отмечается красивый и трогательный праздник, который так ждут учителя, ученики и их родители.

А началось всё 57 лет назад.

29 сентября 1965 года № 3987-VI вышел Указ Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня учителя», в котором отмечено: «Президиум Верховного Совета СССР постановляет: Установить праздник «День учителя». 

«День учителя» праздновать ежегодно в первое воскресенье октября месяца».

В суверенной Беларуси поддержали традицию поистине всенародно любимого праздника и Указом Президента Республики Беларусь № 157 от 26 марта 1998 года «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» установлено, что День учителя – это первое воскресенье октября.

5 октября отмечается Всемирный день учителя. В этот день в 1966 году в Париже под эгидой ЮНЕСКО и Международной организации труда состоялась Специальная межправительственная конференция о статусе учителей, на которой была принята Рекомендация «О положении учителей» — первый международный документ, определяющий правовой статус работников образования и условия их труда. 

День учителя — эмоционально-волнующий праздник. Ведь учительство — это труд, тяжелый и ответственный, порою доходящий до самопожертвования, до гражданского подвига.

Учитель – одна из самых интересных и уважаемых профессий, которая требует полной самоотдачи, терпения, души, любви к ученику и творческого подхода к делу воспитания и образования. Ведь учитель или преподаватель имеет дело с такой хрупкой субстанцией, как человеческая личность. Своим благородным трудом педагог передает вечные, добрые, разумные основы и истины, без которых невозможно дальнейшее развитие просвещенного, цивилизованного общества. 

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, размышляя о труде учителя, писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Учитель неотделим от творчества – от способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, конструировать учебно–воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность. Творчески работающий учитель никогда не пользуется шаблоном и не передаёт механический материал, изложенный только в учебнике. Он преподает с воодушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает активный интерес у детей к знаниям. Поэтому неудивительно, что учитель меняет свою профессию и становится писателем. 

А писатель, как сказал Эрнест Хемингуэй, «если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».

Почти каждый писатель может стать учителем, но далеко не каждый учитель в состоянии в один прекрасный день превратиться в писателя, хотя многие известные прозаики и поэты зарабатывали на жизнь педагогическим трудом. Вспомним белорусских педагогов, тех, кто не только «сочинительствовал», но и нёс «разумное, доброе, вечное»:

Николай Гусовский (1470‐1533) – белорусский поэт‐гуманист и просветитель эпохи Возрождения.

Симон Будный (ок. 1530‐1593) – деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог.

Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) – выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. В Берестье открыл школу, над входом в которую была надпись: «Не знающий математики да не войдет».

Флориан Бохвиц (1779-1856) – польско-белорусский просветитель, философ, писатель. Автор философско-педагогических сочинений: «Форма моего мышления» (1838), «Сущность моего мышления» (1838-1841), «Основы моих мыслей и чувств» (1842), «Мысли о воспитании человека» (1847). В педагогике предлагал программу гармонизации религиозного, морального и гуманитарного воспитания.

Адам Егорович Богданович (1862-1940) – прогрессивный педагог, этнограф, фольклорист, лингвист, критик; отец белорусского поэта Максима Богдановича. 

Тётка (Алоиза Степановна Пашкевич) (1876-1916) – поэтесса, просветительница, проводившая огромную практическую работу среди народных масс, инициатор открытия белорусских школ.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич) (1882-1956) – писатель, поэт, общественный деятель, ученый-педагог, талантливый учитель. Окончил Несвижскую учительскую семинарию. Педагогическую деятельность начал в качестве народного учителя на пинском Полесье.

Мицкевич Адам (1798 – 1855) – уроженец Новогрудчины, поэт, публицист, общественный деятель. После окончания Виленского университета служил учителем в г. Ковно. В 1839—1840 годах преподавал латинскую литературу в Лозанне. В 1840 году стал первым профессором славянской словесности в Коллеж де Франс.

Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) (1882 – 1942) –белорусский поэт, просветитель. В 1898 году после окончания Беларучского народного училища работал домашним учителем. 

Современные белорусские наставники не отстают от своих именитых коллег и продолжают педагогически-писательскую традицию. 

Предлагаем вниманию пользователей Президентской библиотеки Республики Беларусь видео-беседу с выпускницей Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка 1996 года (факультет дошкольного воспитания), членом Союза писателей Беларуси и Союзного государства, поэтом, переводчиком Инной Николаевной Фроловой. 

Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания пользователей
в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ