Известный шотландский писатель и поэт, основоположник неоромантизма, неутомимый путешественник и искатель приключений, он оставил после себя немало замечательных стихов и рассказов, которые по сей день занимают воображение взрослых и детей.
Он всегда знал, что найдет свой остров сокровищ. Тот, на котором он родился, его не совсем устраивал. Постоянные дожди, сырость и пронизывающий ветер заставляли его все чаще мечтать о волшебном месте, где тепло, солнечно и уютно, а главное - о месте, где не донимают удушающий кашель и приступы, один хуже другого.
Роберт Льюис Бэлфур Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге. В раннем детстве перенес тяжелейшую форму крупа, сильно подкосившего его иммунную систему. Болезнь не прошла бесследно: позже врачи диагностировали у Стивенсона туберкулез. Большую часть детства и юношества он провел дома за чтением книг, ведь с таким тяжелым заболеванием особо не побегаешь со сверстниками во дворе. Богатая фантазия вкупе с частичной изоляцией и тотальной родительской опекой дали свои плоды: юный Роберт стал постепенно создавать в своей голове мир фантазий, куда он мог унестись, скрывшись из тесной, сырой комнаты, спрятаться от болезни и одиночества.
Впоследствии он вспоминал: «Детство мое – сложная смесь переживаний: жар, бред, бессонница, тягостные дни и томительно долгие ночи. Мне более знакома «Страна Кровати», чем зеленого сада.
В детские и юношеские мои годы меня считали лентяем и указывали на меня пальцем; но я не бездельничал, я был занят постоянно своей заботой – научиться писать.
В моем кармане непременно торчали две книжки: одну я читал, в другую записывал. Я шел на прогулку, а мой мозг старательно подыскивал надлежащие слова к тому, что я видел; присаживаясь у дороги, я начинал читать или, взяв карандаш и записную книжку, делал пометки, стараясь передать черты местности, или записывал для памяти, поразившие меня стихотворные строки. Так я жил, со словами».
Все его предки были инженерами, специалистами по маякам. Мальчику с детства твердили о том, что, став взрослым, он должен будет открыть собственное дело и производить еще более улучшенные модели маяков. Поэтому молодой Стивенсон при первой же возможности поступил в Эдинбургский университет, где начал осваивать премудрости маякостроения и даже успел на конкурсе Шотландской академии получить серебряную медаль за работу «Новый вид проблескового огня для маяков».
Вопреки угрозам и ссорам с родителями, он бросает карьеру инженера и поступает на юридическое отделение, которое с отличием заканчивает в 1875 году. Однако, частые, и каждый раз совершенно неожиданные, непредсказуемые недомогания, сопровождаемые сильной лихорадкой, слабостью и кашлем, делают его работу в суде совершенно невозможной.
Роберт грезит далекими путешествиями, пиратами, сокровищами, представляет себя то отважным флибустьером, то исследователем-ботаником. А вот он уже в прерии, в краю Великих равнин, гонится за убежавшим каторжником, чтобы спасти похищенную им красавицу.
Шотландец по рождению, он тяготел к истории своего народа. Не удивительно, что его первой публикацией стал очерк, написанный ещё в студенчестве, «Пентлендское восстание. Страница истории, 1666 год» (1875). Тираж был небольшой, всего 100 экземпляров, который издал его отец.
К сожалению, в редакцию сразу же стали поступать гневные письма от читателей, которые заявляли о том, что идея произведения стара, а стиль написания слишком скучный, чтобы увлечь публику. Тогда главный редактор придумывает оригинальный ход: он иллюстрирует книгу Стивенсона и рассылает её для публикации в еще два журнала, но уже под другими псевдонимами. Так, в 1884 году, когда одна из этих редакций, наконец, закончила публиковать книгу, Стивенсон стал известен на весь мир.
Стоило болезни ненадолго отступить, Роберт облачался в дорожный костюм и оставлял родной дом. В частности, вместе со своим приятелем Уильямом Симпсоном они на легкомысленной байдарке обошли все основные французские и бельгийские каналы и реки. Из этого путешествия Роберт вывез массу впечатлений и чудесное ощущение свободы. По возвращении домой Роберт подготовил цикл очерков «Путешествие внутри страны».
За год до этого он опубликовал в журнале «Темпл Бар» своё первое художественное произведение — рассказ «Ночлег Франсуа Вийона».
В 1878 году, находясь во Франции, Стивенсон пишет объединённые одним героем циклы рассказов «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи», которые под названием «Современные тысяча и одна ночь» печатает в журнале «Лондон».
Закончив рассказы о принце Флоризеле, Стивенсон совершил ещё одно путешествие - в места, где в XVIII веке вели партизанскую войну французские протестанты. В путешествии его сопровождал маленький ослик, нагруженный спальным мешком и личными вещами, а книга, появившаяся после возвращения, так и называлась: «Путешествие с ослом» (1879). Она тоже имела успех.
В августе 1879 года вместе с женой и пасынками, он отплыл в Ливерпуль. На корабле Стивенсон писал очерки, составившие книгу «Эмигрант-любитель», а, вернувшись, создал повесть «Дом на дюнах».
Глядя, как его пасынок что-то рисует, отчим сам увлёкся и сделал карту придуманного острова. В сентябре 1881 года он начал писать роман, который первоначально хотел назвать «Судовой повар». Написанное он читал своим родным. Отец Стивенсона предложил сыну ввести в книгу сундук Билли Бонса и бочонок с яблоками.
С первыми главами и общим замыслом романа познакомился владелец детского журнала «Янг Фолкс» и под псевдонимом «капитан Джордж Норт» начал печатать роман в своём журнале.
В январе 1882 года публикация «Острова сокровищ» закончилась, но успеха автору не принесла. В редакцию журнала снова писали возмущённые читатели.
Первое книжное издание вышло (уже под настоящим именем) в ноябре 1883 года. Тираж разошёлся не сразу, но успех второго издания, как и третьего, иллюстрированного, был бесспорным. «Остров сокровищ» принёс Стивенсону мировую славу и стал образцом классического приключенческого романа.
В период с 1884 по 1886 гг. Стивенсон написал приключенческие романы «Чёрная стрела», «Принц Отто», сборник рассказов «И ещё новые тысяча и одна ночь» («Динамитчик»), рассказ «Маркхейм» и фантастическо-психологическую повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и первые глава романа «Похищенный».
В 1887 году был опубликован сборник рассказов «Весёлые молодцы и другие истории», куда вошли рассказы 1881—1885 годов, включая и самый первый из шотландских рассказов, «Окаянную Дженет».
В 1888 году Роберт Стивенсон с семьей отправился в очередное путешествие, на этот раз по южным морям. Публика воспринимала его как новое героическое приключение, предпринятое с целью набраться впечатлений и порадовать поклонников очередным шедевром. Он не разочаровал своих читателей и 1889 году выпустил в свет роман «Владетель Баллантрэ».
Однако, цель столь дальней поездки была иная. Вконец расшатавшееся здоровье настойчиво требовало перемены климата. В 1890 году семья поселилась на Самоа, в южной части Тихого океана.
У Стивенсонов был собственный двухэтажный деревянный дом в деревне Вайлима. Самоанцы сразу полюбили экстравагантного джентльмена. В их островном и отчужденном от цивилизации мире Стивенсон стал сенсацией. Они прозвали его Тузитала ("Рассказчик"), а походы к нему в гости на виллу «Вайлима» превратились в настоящее паломничество. Местные жители проложили к дому дорожку, назвав её «Тропа любящих сердец».
Специально для самоанской аудитории Стивенсон написал мистический рассказ «Сатанинская бутылка» о сделке с дьяволом, которую человек совершает, купив бутылку, исполняющую желания. В дальнейшем рассказ вошёл в сборник «Вечерние беседы на острове».
На Самоа были написаны повести, составившие сборник «Вечерние беседы на острове» (1893); продолжение «Похищенного», «Катриона» (1893), роман «Сент-Ив» (окончен после смерти Стивенсона Артуром Квиллером-Кучем, 1897).
Вместе со своим пасынком Ллойдом Осборном Стивенсон написал романы из современной жизни «Несусветный багаж» (1889), «Потерпевшие кораблекрушение» (1892) и «Отлив» (1894). Все эти произведения отличаются сочетанием увлекательных авантюрных сюжетов, глубокого проникновения в историю и тонкой психологической проработки персонажей.
Последний роман Стивенсона «Уир Гермистон» (1896), который, как считал автор, будет его лучшим произведением, остался неоконченным.
Стивенсон умер 3 декабря 1894 года на острове Уполу. Хоронили его самоанцы. Они очень любили своего «тузиталу». Стивенсона накрыли британским флагом, подняли на вершину горы Веа и, по христианскому обычаю, предали земле.
Могила сохранилась, над ней — прямоугольное бетонное надгробие, на котором написаны восемь строк из «Реквиема» Стивенсона:
«Под звёздностью неба, бескрайней такой,
Меня погрузи в могильный покой.
Легко я жил и умру легко.
Одну лишь просьбу исполни, друг мой.
Пусть будет стих на могиле прост:
Он лёг, где желал – под бескрайностью звёзд;
Он дома, к дому причалил матрос,
И охотник с холма спустился домой».
(Вольный перевод: Фима Жиганец, 2012).
Он все еще живет в песнях островитян. Они вспоминают о нём, напевая народные мотивы, и когда встречают очередной корабль с туристами. "Талофа, Тузитала!", - кричат самоанцы проплывающим мимо путешественникам.
Про Тузиталу поют на праздниках и во время танцев. Кажется, жизнь на острове Уполу невозможна без воспоминаний о Стивенсоне, так же, как и детство миллионов людей по всему миру - без всеми любимого "Острова Сокровищ".
Предлагаем вниманию пользователей ознакомиться с фотоподборкой изданий произведений Роберта Льюиса Стивенсона.
Татьяна Анатольевна Лычагина, заведующий отделом обслуживания
в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ





