Восхитительный лирик. 222 года со дня рождения русского поэта-мыслителя Фёдора Ивановича Тютчева

Тютчев — один из самых ярких и загадочных поэтов золотого века русской литературы. В его творчестве гармонично сочетается глубокая философия, тонкий лиризм и искреннее восхищение природой, которая всегда была для него живым, находящимся в постоянном движении, одушевленным организмом.

Тютчев родился в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Он происходил из старинного русского дворянского рода и с ранних лет находился в среде, где французская и немецкая речь звучали наравне с русской. Тютчев получил прекрасное домашнее образование: музыка, стихосложение, древнеримская поэзия, изучение латыни и европейских языков. В семейном кругу вслух читали  античных авторов, произведениями русских и западных поэтов, новых европейских авторов, историческую прозу Карамзина.

В подростковом возрасте, вдохновившись поэзией Державина и Байрона, Фёдор начал писать стихи. В 12 лет он переводил оды Горация, а в 14 лет был избран членом Общества любителей российской словесности.

С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции по словесности, истории и философии на  словесном отделении в Императорском Московском университете. 

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. 

Более 20 лет поэт провёл за границей, в основном в Германии, что дало ему глубокое понимание европейской культуры. Живя здесь, Тютчев проникся интересом к немецкой литературе и философии. Особое влияние на него оказали труды Шиллера, Гёте и Гегеля. В Германии он лично знакомится с величайшим немецким философом,  основоположником германского идеализма Вильгельмом  Йозефом Шеллингом и  поэтом позднего романтизма Христианом Иоганном Генрихом Гейне. 

Литературная репутация Тютчева сложилась именно за границей, прежде всего в Мюнхене. Почти все его ранние шедевры — короткие лирические миниатюры о природе, любви и «стихии мысли» — были написаны в дипломатической повседневности, на пересечении русской культурной памяти и живого контакта с немецкой философией и поэзией.

Прорыв произошел в 1836 году, когда несколько стихов Тютчева появились в «Современнике» под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии».

В 1844 году Тютчев вернулся в Петербург и продолжил службу в Министерстве иностранных дел; сделал хорошую карьеру, завершив ее в 1865 году в высоком гражданском чине тайного советника.  

В 1860-е Тютчев активно присутствовал в русской публичной сфере: поддерживал связь с редакцией «Московских ведомостей» М.Н. Каткова, реагировал на текущие политические события стихами и публицистическими заметками.

В начале 1850-х годов появились новые публикации лирико-философских стихов, а к середине 1860-х репутация Федора Тютчева окончательно оформилась: он стал признанным классиком современности. 

Поэзия Тютчева отличается краткостью и афористичностью, с резкими антитезами и паузами, глубоким философским содержанием, меланхолией, эмоциональностью и анализом душевных переживаний человека. Он мыслит стихом как формой философского высказывания. Поэт доказал, что даже небольшое по объёму стихотворение способно вместить в ткань стиха космос вечных тем: время, душа, внешний пейзаж, олицетворяющий природу, и внутренний мир героев, космос и хаос, бренность бытия, место и судьба человека во вселенной.

Центральный и самый мощный пласт творчества Тютчева, вершина трагической лирики – это «денисьевский» цикл 1850 – 1864 годов, который считается шедевром русской любовной поэзии. Он обращен к Елене Денисьевой и представляет собой единый «роман в стихах» с собственным сюжетом: от вспышки страсти до гибели героини и отчаяния лирического героя. 

Творчество Тютчева, романтическое по происхождению и классическое по форме,  повлияло на развитие философского романтизма. В центре находится драматическая диалектика хаоса и космоса: мир устроен как встреча бездонной стихии и хрупкого порядка, человека и молчаливой природы, ночи и дня. Согласно философии поэта, разум ограничен: есть области, где “мысль, ставшая словом” неизбежно искажает сущность — отсюда недоверие к рационалистическим системам.

Сегодня поэт-мыслитель Фёдор Иванович Тютчев прочно занимает место в ряду величайших поэтов Золотого века русской литературы. Его стихи актуальны и в ХХI веке, потому что они обращены не к сиюминутным проблемам, а к вечным вопросам человеческого существования.

 

facebook