В этот день в 1874 году в Берне (Швейцария) представителями 22 стран был подписан Бернский договор, учреждающий основание Генерального почтового союза.
Всемирным день почты был провозглашен в 1969 году в Токио на Конгрессе Всемирного союза почтовиков.
Международная почта говорит на 6800 языках своих клиентов и представляет собой самую протяженную в мире сеть физической доставки всевозможной корреспонденции.
Современная почта активно работает в секторе логистики, почтово-банковских услуг, каталожной торговли и прямой почтовой рассылки, активно развивает информационные технологии, гибридную почту и электронную коммерцию.
Первое упоминание о почте на белорусских землях датировано 885 годом. Так, в «Повести временных лет» сообщается о «письме» киевского князя Олега на Гомельщину радимичам: «Послал Олег к радимичам, спрашивая».
С ІХ по ХІІІ век почту доставляли великокняжеские гонцы. Особо секретную информацию передавали устно. Для сообщений попроще пользовались берестяными грамотами. В Беларуси известны всего две подобные находки. В самом древнем белорусском письме, которое было обнаружено в Витебске, написано: «От Степана к Нежиле. Если ты продал одежду, то купи мне рожь за шесть гривен. Если же чего не продал, то пошли мне наличностью. Если же продал, то сделай доброе дело: купи мне рожь».
От грамоты, найденной в Мстиславле, сохранились лишь отрывки: «… пшеницы четыре с половиной гривны (…) … заплатил Семен…».
В ХІV — начале ХVІІ веков роль почтальонов в Великом княжестве Литовском выполняли особые лица — «королевские дворяне», которые доставляли распоряжения государственных органов власти.
22 ноября 1649 года на территории Беларуси установилась регулярная государственная служба доставки почтовых отправлений - «ямская гоньба».
По одному из пунктов условий Андрусовского перемирия 1667 года между Русским царством и Речью Посполитой был создан первый почтовый тракт Москва – Вильня, который проходил через Могилев, Минск, Смоленск. Корреспонденция отправлялась раз в 7 дней, а доставка сообщений занимала недели, а то и месяцы. Из Москвы до Вильни письма доходили за 21 день. Когда же начинались дожди и дороги приходили в негодность, почта не доставлялась вообще.
В том же 1667 году в Минске появился первый почтовый ям. Здесь можно было поменять лошадей и переночевать. Позже ямы были созданы в Мстиславле, Могилеве, Борисове, Смиловичах, Радошковичах, Молодечно.
В конце ХVІІІ века Беларусь вошла в состав Российской империи и почта стала подчиняться военному ведомству. Поэтому костюмы почтальонов были зеленого цвета. Форма была дорогой, из сукна, и шилась за счет самих работников. Сами они оплачивали и обучение, которое происходило на рабочем месте. Учеба могла продолжаться всего месяц. Экзамены сдавались в местном муниципалитете. В свою очередь начальник почтово-телеграфной конторы обязательно должен был иметь хорошее образование, знать иностранные языки, русский и белорусский, а также в совершенстве географию. Работа на почте считалась престижной и хорошо оплачивалась. Поэтому «почтовики» держались за свои должности и старались передавать их по наследству.
В ХІХ веке в центре городов появились почтовые конторы — предшественники отделений связи. Доставку писем они не обеспечивали и горожане приходили в конторы сами. Городская почта с доставкой писем была организована в 1870 году. А в 1891-м в Минске появилось первое почтовое отделение.
Корреспонденцию развозили повозки, кареты и дилижансы. В 1917 году появляются почтовые вагоны. А в 1932-м открылась первая белорусская почтовая авиалиния Минск - Глуск - Паричи – Мозырь. Через три года для регулярной перевозки писем стали использовать воздушную линию Минск - Москва. В 1940 году построили аэродромы в Пинске, Вилейке, Барановичах и открыли новые почтовые авиалинии: Минск - Барановичи - Пинск - Брест - Минск и Минск - Вилейка - Белосток - Минск. Перевозил почту легендарный самолёт У-2.
Почтовые ящики в городах стали устанавливать в 1850-х годах. Сначала они были деревянными. Потом их сменили чугунные. В конце ХІХ века появились ящики из тонкого железа. В 1910 году конструктор Павел Шабаров разработал почтовый ящик с донными дверцами, которые открывались механически, когда к ним прикладывали специальный ящик для приёма писем. Эта система сохранилась и по сей день.
Первая почтовая марка была выпущена в Великобритании в 1840 году. В 1857-м она появилась и в России.
С марками в обиход вошли и штемпели. Сначала они были точечными, круглыми, прямоугольными и треугольными. В конце ХІХ века появились календарные штемпели, на которых указывался номер почтового отделения, дата и даже время.
Первые почтовые вагоны появились в Российской империи еще в конце ХІХ века. На станции его всегда первым отцепляли от локомотива. К месту, где останавливался вагон, почтовые работники всегда приносили почту, чтобы сделать быстрый обмен.
Во времена СССР белорусская почта отправлялась прямыми почтовыми вагонами в Ленинград, Харьков, Тбилиси, Ереван, Ташкент, Алма-Ату, Новосибирск и Владивосток, осуществляя почтовые обмены в крупных остановочных пунктах. Сегодня для обмена почтой с другими странами существуют выделенные места международного почтового обмена.
Почти все письма, бандероли и посылки в Беларуси рассылаются через производство «Минская почта», расположенное на ул. Вокзальной, 22. Адрес символичен. Цех письменной корреспонденции и гибридной почты предприятия, по сути, и есть вокзал. Именно отсюда во все концы Беларуси и мира устремляются миллионы заполненных конвертов. Да-да, и в век Интернета люди продолжают писать обычные письма, а деловую, служебную и официальную переписку на бумажных носителях и вовсе никто не отменял.
Даже если конверт подписан детскими каракулями, в 90 % случаев его расшифрует письмосортировочная машина – искусственный интеллект, способный распознавать любой почерк и сравнивать адрес с имеющимся в базе. А если всё же случится сбой, допустим адрес указан неразборчиво, проблемный конверт отравится на видеокодирование. Поэтому пишите письма – их обязательно доставят в срок!
Предлагаем вниманию пользователей видео-презентацию, в которой представлены книги, фотографии, открытки, конверты, марки, посвящённые почте.
Татьяна Лычагина, заведующий отделом обслуживания пользователей
в Резиденции Президента Республики Беларусь и Исполнительном комитете СНГ